Развитие фонематического слуха у дошкольников

Содержание

Методы развития фонематического слуха у дошкольников

Развитие фонематического слуха у дошкольников

Формирование речи у ребенка зависит от того, насколько отчетливо и правильно он ее слышит от окружающих. Развитие фонематического слуха у дошкольников — важный элемент воспитания личностных качеств человека.

Почему развивать слух нужно с раннего детства?

У маленьких детей развитие речи происходит очень стремительно: словарный запас становится больше, звуковое оформление слов значительно улучшается, а предложения звучат более грамотно.

С рождения малыша окружает изобилие звуков: неречевых (звуки природы: щебетание птиц, поток воды и т.д.) и речевых (слова, с помощью которых он обменивается информацией со взрослыми, приобретает нормы поведения и др.).

Слыша слова, ребенок пытается их повторять.

Хороший уровень речи, как правило, дети демонстрируют к 3 годам. Но так бывает не всегда.

Часто можно заметить, что в одном и том же возрасте один ребенок четко и правильно строит предложения, а второй недостаточно грамотно произносит отдельные слова, а построение его предложений оставляет желать лучшего.

С такой проблемой часто сталкиваются родители, которые не уделяют времени на развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста, пуская все на самотек.

Зачастую у малышей можно заметить следующие речевые ошибки:

  1. Пропуск звуков в слове («пишел» вместо «пришел»).
  2. Перестановка слогов или отдельных звуков («корвик» вместо «коврик», или «гамазин» вместо «магазин»).
  3. Сокращение слов, выпадение слогов («гипам» вместо «гиппопотам»).
  4. Неправильное ударение в словах («ветЕр» вместо «вЕтер»).

К 3-4 годам дети уже замечают речевые ошибки своих сверстников, невзирая на то, что сами еще говорят далеко не идеально. Критичная оценка своей речи развивается к 5 годам, то есть в этом возрасте он понимает, что говорит неправильно и даже стесняется этого.

Это приводит к психологическому барьеру, который препятствует нормальному формированию личности. В таком случае, малыш начинает меньше разговаривать, а предложения становятся односложными и короткими.

Психологи утверждают, что резкая критика речевых ошибок может вызвать у ребенка агрессию.

С чего начать развитие фонематического слуха?

Формирование фонематического слуха у дошкольников — основа понимания смысла речи.

Если речевое звукоразличение не сформировано, то ребенок будет воспринимать (повторять, запоминать, писать) не то, что произнесли, а то, что он услышал.

Особенно явно слуховые дефекты видны в школе в процессе обучения чтения и письма. Без этих элементарных навыков возникнут сложности в овладении учебной программой.

Развитие фонематических процессов у дошкольников — важный и не всегда легкий процесс, но пренебрегать им опасно для здоровья ребенка.

Неречевой слух

Почему даже добросовестные родители, которые выполняют все инструкции и рекомендации логопеда, не получают желаемого результата? Одной из основных причин такой проблемы является упущение первого этапа — это формирование неречевого слуха.

Изначально слух развивается на основе неречевых звуков: шума воды, ветра, музыки. Благодаря элементарным психическим процессам формируются более сложные. Неречевые звуки — база для речевых. Чувство ритма следует развивать на фоне формирования неречевого слуха. Очень полезными считаются упражнения с закрытыми глазами, когда ребенок распознает звуки, не опираясь на зрение.

Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста начинается с простого различения «быстро — медленно», «тихо — громко». Для этого следует подбирать музыкальные композиции контрастные и эмоциональные по своей структуре. Прекрасно, когда дети в процессе обучения подпевают, дирижируют и танцуют.

Игры для развития неречевого слуха

Упражнения на слуховое развитие должны протекать интересно, потому что дети эффективнее усваивают информацию в игровой форме. Развиваем малышей:

  1. «Кто там?». Для игры понадобиться колокольчик. Когда раздается звон за дверью, учитель задает вопрос детям, не слышали ли они что-то? После ответа снова звучит колокольчик. Учитель спрашивает о том, кто же это может быть. После этого педагог предлагает детям спросить, кто там. Малыши спрашивают, и за дверью раздается голос человека. Такая простейшая игра развивает у детей внимание, интерес, а задача учителя — показать, что звуки бывают очень важными, и всегда стоит к ним прислушиваться.
  2. «Ушки — слушки». Для игры потребуются металлические и деревянные ложки, а также хрустальные рюмки. Изначально детям предлагается назвать эти предметы, после чего они слушают, как звучит каждый из них. Установив ширму, педагог поочередно воспроизводит звук всех перечисленных предметов. Задача детей — дифференцировать предложенные звуки. Такая игра прекрасно влияет на развитие фонематического слуха и способствует улучшению памяти.
  3. «Кто сказал мяу?». Прослушивая аудиозаписи со звуками животных, детям нужно распознать, кому принадлежит тот или иной голос. Такая незатейливая игра совершенствует умение различать голоса животных и птиц.

Речевой слух

Как уже говорилось, неречевой слух является базой для речевого. Если этот этап не упущен, то формирование речевого слуха будет протекать гораздо быстрее и качественнее.

Практика показывает, что на развитие речевого слуха влияют ощущения, которые возникают в процессе движения артикуляционного аппарата.

Во время воспитания фонематического слуха ребенок воспринимает все тонкости звучания речи:

  • правильность произношения;
  • четкость;
  • повышение и понижение голоса;
  • интонацию;
  • ритмичность;
  • темп (ускорение или замедление);
  • эмоциональный окрас;
  • тембр (указ, просьба).

Если фонематическое восприятие у дошкольников не развито на должном уровне, то развитие их речи будет протекать крайне затруднительно.

Игры для развития речевого слуха

Чтобы формирование фонематического слуха протекало весело и интересно, нужно применять игры на развитие речевого слуха:

  1. » Кто внимательнее всех?». Дети садятся вокруг ведущего, который просит их выполнить какое-нибудь движение, например, поднять руку вверх, а затем едва слышным шепотом озвучивает имя или фамилию того, кто это должен сделать. Если ребенок пропустил свое имя, то называют следующего. Победителем является самый внимательный игрок.
  2. « Узнай-ка». Водящему закрывают глаза, а все вокруг, изменяя свой голос, произносят какую-нибудь фразу. Задание: отгадать человека по измененному голосу.
  3. «Холодно-горячо». Сидя в кругу, дети перекатывают друг другу мяч. Если один ребенок говорит «холодный», то второму мяч можно трогать, а если «горячий», то нельзя. Если кто-то ошибается, ему присуждают штрафное очко (наказание можно придумать по усмотрению ведущего).
  4. «Запоминай-ка». Ведущий называет около 6 слов, задание игрокам: повторить их в той же последовательности. Если ребенок пропустил слова или переставил их местами, то это считается проигрышем. С каждым туром можно усложнять слова и увеличивать их количество.

Обязательно ли развивать фонематический слух у детей?

Врачебная диагностика показывает, что фонетико-фонематическое недоразвитие речи у дошкольников негативно сказывается на их формировании как личности.

Важно относится ко всем упражнениям с полной серьезностью, ведь от этого зависит будущее вашего ребенка.

При этом не стоит забывать, что все занятия должны быть для малыша привлекательными, только тогда обучение будет протекать быстрее и эффективнее, а результаты не заставят себя ждать.

Упражнения для развития фонематического слуха дошкольников помогают распознавать звуки, отличать одно слово от другого и понимать, из каких звуков состоит услышанное слово. Но самое главное: обладая хорошим фонематическим слухом, ребенок легко овладеет письменной и устной речью и будет успешным в учебе.

Методы развития фонематического слуха у дошкольников Ссылка на основную публикацию

Источник: https://doshkolnik.net/stati/fonematicheskoe-vospriyatie-u-doshkolnikov.html

Развитие фонематического слуха – залог успешного обучения дошкольников чтению и письму

Развитие фонематического слуха у дошкольников

Подготовка ребенка к обучению в школе требует своевременного развития всех психических процессов: памяти, мышления, восприятия. Главным для успешного обучения является развитая речь дошколят, в основе которой лежит фонематический слух.

Специалисты утверждают, что недостаточная сформированность такого слуха к концу дошкольного периода вызывает трудности в освоении умения читать и писать. К сведению родителей, фонематический слух ‒ это способность слышать, точно воспринимать, различать фонемы (звуки).

Родители могут помочь своему ребенку подготовиться к школе, если заблаговременно начнут развитие фонематического восприятия.

Как проверить сформированность слуха детей?

Чтобы правильно организовать домашние занятия, родителям нужно определить, как развит фонематический слух у ребенка.

Специалисты отмечают, что хорошее слуховое восприятие человека зависит от сформированного артикуляционного аппарата, умения хорошо слышать, распознавать произношение своей речи и другого человека, проводить контроль произношения. Задания, при помощи которых можно проверить развитие детей, направлены на:

  • восприятие неречевых звуков;
  • узнавание фонем;
  • различение речевых звуков;

С этой целью используются специальные игры и игровые упражнения, потом их можно применять при проведении домашних занятий.

Задания для проверки

Чтобы проверить, как ребенок различает неречевые фонемы, (именно они являются опорой развития фонематического слуха), надо использовать задания на фонематическое восприятие.

«Угадай-ка»

  1. Родитель предлагает ребенку послушать звуки окружающего мира: плеск воды, закипающий чайник, скрип дверцы, шелест страниц, шаги. Игроки должны правильно называть предметы, издающие звучание.

    Такую игру хорошо провести на улице, обратив внимание на необычное звучание: воркование птиц, звон капели, шум ветра.

  2. Как усложненный вариант: послушать звуки с закрытыми глазам, отгадать их.

«Чудесные мешочки»

Аналог общеизвестной классической игры используется следующим образом: родитель вместе с ребенком насыпает крупу, бусинки, болтики в разноцветные мешочки. Водящий встряхивает каждый из них, предлагая по звучанию отгадать, что находится в чудесном мешочке.

«Палочка феи»

  1. Заинтриговав малыша волшебным действием, легонько постучать красивым карандашом по окружающим предметам: вазе, чашке, столу, кастрюльке, коробочке. Ребенок должен обнаружить различие, найти подходящее сравнение: ваза и чашка звучат звонко, деревянные предметы ‒ глухо.
  2. Аналогично проводится игра в «отгадки» с закрытыми глазами.

«Делай, как я»

  • Дошкольник повторяет за взрослым ритмические хлопки: два хлопка в одном темпе на раз-два, три – в другом на раз-два-три.
  • Подобным образом выполняются ритмичные хлопки с завязанными глазами.
  • Классическая игра «Жмурки» также может быть использована для проверки фонематического восприятия: предложить дошкольнику с завязанными глазами передвигаться по направлению к звенящему объекту (любой музыкальной игрушки).

Чтобы проверить, как малыш различает фонемы (гласные, согласные, твердые, мягкие), интересно проводить словесные и игры с предметами. Они учат контролировать свое произношение и окружающих людей.

«Угадай, чей голосок»

Это задание требует предварительной подготовки, так как взрослый должен сделать аудиозапись знакомых людей или животных: собаки, кошки, петушка. Дошкольник отгадывает, чей голосок прозвучал.

«Послушай сказку»

  1. Родитель начинает рассказывать знакомую сказку, лучше несложного содержания, где есть яркие персонажи, например «Колобок», «Красная Шапочка». Затем дошкольник отгадывает, за кого из персонажей сказки он говорит.
  2. Усложняя задание, побуждаем детишек высказываться за персонажей, изменяя интонации.

«Делай, как я (второй вариант)»

  1. Здесь главными являются действия со слогами. Объяснив, что в речи используются разные по длине слова, взрослый интонационно разделяет их на слоги.

    При этом он показывает, как хлопками обозначаются слоги. Затем предложить ребенку сделать также: ма (хлопок) – ши (хлопок) – на (хлопок), ве – ло – си – пед.

  2. Как усложненный вариант: дошкольник самостоятельно прохлопывает слоги.

«Найди правильную картинку»

Для задания лучше подбирать материал вместе с дошкольником, чаще всего используется настольная игра «Разрезные картинки». Малыш собирает картинки с изображением предметов, сходных по звучанию. Ведущий называет изображенный предмет, игрок показывает картинку. Например, печка – речка, дом – сом, рука – река.

«Найди ошибку»

  • Для задания надо подобрать картинки, в которых легко заменяется первый звук, например, изображена кошка. Взрослый предлагает прослушать ряд слов, отличающихся первым звуком, затем хлопнуть в ладоши, услышав верный ответ: мошка, ложка, сошка, кошка, дошка. Так ребенок учится контролировать свое произношение и окружающих людей.
  • Аналогично можно выполнять задание с мячом: играющий должен поймать мяч только при правильном варианте.

«Придумай слово»

Играя мячом, интересно выполнять задание на различение фонем. Взрослый задает определенный звук, предлагая придумать слово с ним. Играющие называют словечки, перебрасывая мяч друг другу. Выигрывает тот, кто придумает больше слов.

Такие игры и упражнения могут помочь родителям не только провести обследование фонематического слуха своего чада, они пригодятся при проведении домашних занятий. Главное, чтобы сами родители были заинтересованы в подборе упражнений, творчески подходили к придумыванию различных ситуаций.

Фонематические ошибки в речи дошкольников

Родителей должно насторожить, если при обследовании дошкольник:

  1. Искажает звуки (рама – йама, горка – гойка).
  2. Допускает нарушение звуковой структуры:
    • пропускает звук (обманул – оманул);
    • добавляет дополнительный (наушники – наушнинки);
    • заменяет фонемы (шарф – сарф, шишка – хыхка);
    • переставляет их (собака – босака).

Нормой считается, если к концу дошкольного возраста дети приобретают следующие фонематические умения:

  • замечать речевые ошибки в своем произношении и окружающих людей;
  • пытаться поправлять ошибки;
  • определять звуки в словах, слогах, в рядах звуков;
  • различать основные фонемы: звонкий – глухой, твердый – мягкий, свистящий – шипящий;
  • владеть правильным произношением: четкой артикуляцией, звуковой культурой речи, слоговой структурой.

Некоторые родители не обращают должного внимания на подобные детские ошибки, считая, что дошколенок еще мал, с возрастом все наладится. Однако если вовремя не обратить внимания на развитие фонематического восприятия у дошкольников, в дальнейшем предстоит большая работа по исправлению недостатков. Родители могут обратиться к специалистам, дополнительно организовав домашние занятия.

Игры и упражнения для развития слухового восприятия

По оценкам учителей начальных классов, среди первоклашек сразу видно детей, с которыми занимались дома, так как они хорошо усваивают фонемы, грамотно пишут, быстро читают.
Специалисты отмечают, развитие правильной речи зависит от различных факторов.

В первую очередь, обращается внимание на ту среду, в которой растут дети. Речь окружающих людей является для них примером, поэтому важно, чтобы ребятишки с детства слышали правильную речь. Другим условием будет необходимость создавать специальные условия для развития фонематического слуха.

Главным условием являются игры для развития речи и игровые упражнения.

Фонематические игры для малышей

Для самых маленьких детей подойдут задания, основанные на знакомом стихотворном или предметном материале.

«Словечко к словечку»

Интересно проходит забава, когда взрослый начинает читать стихотворение, не договаривая до конца стихотворную фразу. Малыш «помогает» дочитать недостающие словечки. Для этой цели хорошо подходят детские произведения А. Барто, Е. Благининой, И. Токмаковой и других детских писателей. В каждом доме найдутся детские книжки для совместного чтения.

Сюжетная игра «Научим мишку говорить»

Взрослый предлагает ребенку «поучить» говорить любимую игрушку, называя четко и правильно окружающие предметы. Для разнообразия можно использовать предметные картинки, где изображены знакомые предметы или животные: дом, дерево, кошка, корова и т. д.

«Отгадай, кто кричит?»

Игра направлена на развитие слухового восприятия. В ней можно использовать аудиозаписи животных, которые дети отгадывают и повторяют.

«Загадки – шутки»

Такое упражнение помогает развивать различные фонематические процессы у младших дошкольников: слуховое восприятие, фонематический слух, артикуляцию, произношение фонем. Взрослый подбирает простые загадки, предлагая своему чаду отгадать их. При этом он специально путает звуки, побуждает исправить «ошибку».

  • Хвост с узорами, сапоги со шторами (шпорами).
  • В горку бегом, а с горы кубырком (кувырком).
  • Кричит: «Му – му, болока (молока) кому?»
  • Сидит девица в темнице, а коза (коса) на улице».

Как развивать фонематический слух у средних и старших дошколят?

Развитие фонематических процессов у дошкольников среднего и старшего возраста проходит также при помощи игровых заданий.

В отличие от малышей задачи усложняются, надо не только обнаружить и правильно произнести звук, но произвести определенные действия с ним: найти место в слове, сравнить сходные по звучанию, придумать словечки с заданной фонемой, познакомиться с графическим символом звука (буквой). Поэтому упражнения становятся сложными, требующими специальной подготовки.

«Перевернутые слова»

Водящий загадывает короткое слово с перепутанными буквами, дошколенок должен правильно произнести его: даво (вода), кос (сок), мыд (дым), сали (лиса).

Чтобы не было затруднений у ребятишек, надо заранее научить их замечать ошибки в «перевернутых» словах. Также на первых порах лучше использовать изображения загаданных предметов.

«Фонематические сказки»

Примерная сказка для старших дошкольников может выглядеть так:

«Жили три веселых поросенка. Решили они построить себе домики, но жить вместе не захотели. Первый построил домик из соломы, второй – из веточек, третий – из камня. Поросята думали, что так они спрячутся от волка. Но волк только посмеялся над ними.

Он умел дуть так, что соломенный домик и домик из веточек разлетелись за одну минуту. Поросятам повезло, так как они успели спрятаться в каменном доме, его волку не удалось сдуть. С тех пор они жили вместе, и никакой волк им был не страшен.

Вот какими дружными стали поросята!».

После рассказывания ребятам надо задать вопросы по содержанию:

  1. Почему поросята построили себе отдельные домики?
  2. Какой домик построил первый поросенок?
  3. Из чего построил дом второй поросенок?
  4. Какой домик оказался самым крепким?
  5. Кто был врагом поросят?
  6. Почему поросятам повезло?
  7. Какими словами заканчивается сказка?

Далее детям даются задания:

  1. назвать по порядку звуки в коротком слове дом, длинном – домики;
  2. разделить на слоги слова (жи – ли, до – ми – ки, по – ро – ся – та, со – ло – мен – ный) с прохлопыванием;
  3. вспомнить слова с фонемой [c];
  4. раскрасить предметы с фонемой [c], [c’].

«Поможем Боре и Поле собрать вещи»

Задание предполагает, что ребятки хорошо знают название предметов одежды и обуви. Взрослый показывает картинку, где изображены предметы для мальчика Бори и девочки Поли. Вещи для мальчика с фонемой [б] (брюки, ботинки, белые носки, бейсболка) «складываются» в белую коробку. Для девочки с фонемой [п] (платье, перчатки, пижама, плащ, пальто) ‒ в коробку песочного цвета.

«Играем в города (имена, фрукты, овощи)»

Классическая словесная игра будет интересна для ребяток 5-7 лет, так как у них уже есть некоторый жизненный опыт. Взрослый называет слово, четко проговаривая все фонемы, дошкольник продолжает, подбирая слово на последнюю букву: Ира – Аня – Яша – Алеша и т. д.

«Собери слово»

  1. Ведущий сообщает, что слова «рассыпались» на звуки, надо их собрать. Если играют несколько ребятишек, интересно будет использовать фанты. Кто больше всех соберет слов, тот выиграл и получил интересный фант.

    Слова должны состоять из четко выраженных фонем: с – и ‒ н – и – ц – а (синица), к – у – к – у – ш – к – а (кукушка), в – о – р – о – н – а (ворона).

  2. Далее ведущим становится старший дошкольник, привлекая к забаве более младших детишек.

«Раздели слово»

Аналогично проводится забава по разделению слова на фонемы. Нужно только помнить, что для дошколят подбираются слова, которые легко делятся: мишка (м – и – ш – к – а), труба (т – р – у – б – а), карандаш (к – а – р – а – н – д – а – ш).

Есть множество игр с подобными сюжетами, они с успехом используются в домашних занятиях. Например, «Исправь ошибки», «Путаница», «Крестики-нолики», «Скажи наоборот». Подобные словесные игры представлены в логопедических сборниках, однако легко могут быть придуманы родителями для своих чад. Главное, знать основные правила, тогда можно получить ощутимые результаты довольно быстро:

  • учитывать возраст,
  • создавать интерес,
  • проводить занятия систематически,
  • знания, умения детишек накапливать постепенно.

Источник: https://myintelligentkids.com/razvitie-fonematicheskogo-sluxa-u-doshkolnikov

Какие способы помогут развить фонематический слух у детей дошкольного возраста – этапы формирования навыка, игры, упражнения и другие способы развития

Развитие фонематического слуха у дошкольников

С каким восторгом слушают родители лепет своего малыша, когда ему 1–2 года! Хотя набор слов в этом возрасте совсем неразнообразен.

Постепенно ребёнок начинает произносить всё больше звуков, складывать их в слова, а перед мамами и папами встаёт задача разобрать, что же их чадо пытается донести.

К дошкольному периоду речь ребёнка становится разборчивее, однако ряд трудностей произношения всё же сохраняется. И чтобы в школе у ребёнка не было проблем с речью, нужно с раннего возраста развивать фонематический слух малыша.

Особенности фонематического слуха у дошкольников

Фонематический слух играет ключевую роль в формировании правильной речи ребёнка

Ребёнок начинает различать именно речевые звуки после 1 месяца жизни.

https://www.youtube.com/watch?v=Z91Z4Jd8e54

Развитие речи ребёнка — сложный и долгий процесс. Кроме того, что малышу нужно узнать огромное количество слов, от него требуется чёткое и правильное произношение звуков.

Кстати, ошибочным является мнение некоторых родителей, утверждающих, что если малыш знает все буквы алфавита, то проблем с речью у него не может быть.

Дело в том, что артикуляционный аппарат человека, отвечающий за речевой акт, должен быть достаточно развитым, чтобы правильно и чётко произносить звуки. В это понятие входят:

  • сила и точность артикуляционных движений;
  • подвижность и гибкость губ, нижней челюсти, языка;
  • координация артикуляционных движений (то есть ритм и темп произношения).

Формирование фонематичсекого слуха происходит в несколько этапов

Формирование фонематического слуха у детей происходит постепенно, и начинается этот процесс с момента рождения.

  • Первый этап. В этом периоде развития фонематического слуха происходит восприятие звуков как речевого, так и неречевого характера (то есть звуков окружающего мира).
  • Второй этап заключается в усвоении ритмико-слоговой структуры речи. Даже не понимая смысла слов, малыш начинает связывать отдельные слова с определёнными ассоциациями (к примеру, мама говорит: «ням-ням», значит, нужно идти на кухню);
  • Третий этап — самый длительный по времени — период звукопоризношения. Ребёнок начинает подражать взрослым и пытается артикулировать те или иные звуки.

Отдельно нужно отметить тот факт, что развитие речевого слуха проистекает постепенно, и не существует чётких границ, когда кроха переходит с одного уровня формирования на другой — усвоение навыков происходит параллельно. Однако к 2 годам дети уже полностью различают все особенности речи взрослого, кроме восприятия шипящих и свистящих звуков. А к дошкольному возрасту и эти нюансы малыши должны постичь.

У всех детей до 5–6 лет наблюдается физиологическое косноязычие: из-за того, что малыш пока не может управлять своим артикуляционным аппаратом, он произносит только те звуки, которые ему удобны.

Поэтому отдельно ребёнок может называть все буквы алфавита, а в словах всё равно подменять одни звуки на другие.

И чтобы помочь крохе как можно быстрее овладеть правильной речью, с 1,5–2 лет нужно регулярно заниматься развитием у него фонематического слуха, то есть формировать умение выделять, различать и воспроизводить звуки речи.

Если же у ребёнка в 5–6 лет нарушены процессы формирования произносительной системы родного языка, то возникают проблемы, связанные не только с говорением (понять малыша могут только родители, так как он не связывает понятие со звуковым образом слова), но и со следующими процессами:

  • письмом (кроха повторяет ошибки в речи и в письменных текстах);
  • чтением (в сознании ребёнка нет точной ассоциации между буквой и её звуковым образом, следовательно, ребёнок либо совсем не умеет читать, либо связывает одни и те же комбинации букв в разные сочетания звуков).

В результате этих нарушений развития возникают проблемы общего характера, такие как:

  • замкнутость (ребёнок становится малообщительным, потому что сверстники его речь не понимают);
  • нервозность (малышу трудно подобрать слова для выражения своих эмоций, от этого он начинает нервничать);
  • снижение успеваемости (отсутствие элементарных навыков чтения и письма существенно отразятся на успеваемости маленького школьника).

В целом недостаточная развитость фонематического слуха отражается на всех уровнях формирования личности ребёнка.

Способы развития

Логопеды рекомендуют показывать различия звуков с помощью «расселения» их по квартирам в разноцветных домиках

Ведущей линией деятельности ребёнка является игра. Поэтому все упражнения, направленные на развитие фонематического слуха, должны проводиться в интересной и занимательной форме. Перед родителями стоит задача научить ребёнка:

  • узнавать неречевые звуки (как звучат музыкальные инструменты, журчит вода, шумит лес);
  • отчётливо произносить гласные и согласные (исключения составляют сонорные, свистящие и шипящие звуки);
  • различать тембр, высоту одинаковых звуков (например, как мяукает котёнок и взрослый кот);
  • отличать звуковой состав похожих слов (к примеру, кот-рот).

Неречевой этап: упражнения

С рождения малыш должен слышать голос мамы — это так называемый «доречевой» этап развития

Работа по формированию речевого слуха у малыша условно может быть разделена на два этапа. Первый — так называемый неречевой этап, который охватывает возраст с 1,5 до 3 лет. В этот период задача родителей — познакомить малыша с многообразием окружающих звуков. Для этого можно использовать игры-упражнения. Для начала работа направлена на знакомство со звуками:

  • «Угадай что!». Показываем малышу 2–3 звучащих предмета (телефон, колокольчик, целлофановый пакет), демонстрируем звуки, которые они издают, а затем прячем и просим ребёнка по звуку определить, что это.
  • «Что гудит?». Взрослый стоит за дверью и издаёт звук, имитирующий клаксон машины. Затем заходит в комнату и говорит: «Что гудело? Машинка». Такие же манипуляции можно проводить с игрушечным поездом, пароходом и т. д.

Следующая ступень предполагает развитие слуховой памяти и внимания. В эту группу занятий входят такие игры, как:

  • «На чём играет Зайка?». Ребёнку показываются игрушка (Зайка) и два музыкальных инструмента (барабан и гармошка). Обязательно дайте возможность малышу самому извлечь из них звуки. Затем инструменты закрываются от крохи и из них поочерёдно извлекаются звуки. Малышу задаётся вопрос: «На чём играет Зайка?» Ребёнок должен угадать.
  • «Прыгаем и шагаем». Ребёнку показываются два звучащих предмета. Затем демонстрируется, что под звук одного нужно прыгнуть, а под звук второго — прошагать. В конце концов, малышу нужно самому проделать определённое действие под тот или иной звук. Это упражнение очень хорошо тренирует у ребёнка слуховое внимание.
  • «Жмурки». Малыш закрывает глазки, а взрослый хлопает в ладоши и передвигается по комнате. Ребёнок должен повернуться в направлении звука.

Речевой слух требует постоянной работы и совершенствования. Поэтому, чтобы автоматизация звуковосприятия и звукоразличения происходила эффективнее, следует регулярно уделять внимание играм на закрепление умения.

  • «Поймай звук». Произносится звук, малыш повторяет. А затем проговариваются слова. Задача карапуза хлопнуть в ладоши, когда он слышит знакомый звук.
  • «Повтори». Карандашом на столе выстукивается ритм и ребёнку предлагается повторить звук. Вместо карандаша можно хлопать в ладоши. С возрастом ритмический рисунок усложняется.

Речевой период: игры

Придумывайте постановки для паличикового театра — это также очень полезно для речевого развития ребёнка

Второй этап — речевой — ставит своей целью помочь ребёнку развить фонематический слух, слуховую память. Упражнения на знакомство с материалом на этом этапе, как правило, рекомендованы для детей с 3 до 6 лет и включают следующие игры:

  • «Кто за дверью?». Один взрослый стоит за дверью и произносит: «Мяу!» (можно использовать аудиозаписи звуков). Второй взрослый спрашивает у ребёнка, кто это может быть. Вместе они находят среди игрушек кошку и ещё раз повторяют «мяу-мяу».
  • «Собаки». Ребёнку демонстрируются две собаки — большая и маленькая. Большая живёт в большом доме и громко говорит: «Гав!», а маленькая живёт в крохотном домике и тихо говорит: «Гав». Затем взрослый имитирует разные по силе звуки, а задача малыша отгадать, какая именно собака подала голос.
  • «Кто это говорит?». Читая сказку ребёнку, начните говорить голосом того или иного персонажа, а малыша попросите угадать, кто это говорит.

Умение воспринимать звуки и повторять их лучше тренировать с помощью таких занятий:

  • «Принеси игрушку». Взрослый просит ребёнка: «Маша, принеси мяч». Малыш приносит игрушку и проговаривает её название. Так речь развивается на зрительно-образной основе. Чем старше ребёнок, тем более разнообразными могут быть предметы.
  • «Кто в домике живёт?». Перед ребёнком раскладываются картинки со звучащими животными. Взрослый произносит звук (например, «кря-кря»), а малыш показывает на изображение утки. Задание можно усложнить, попросив кроху найти звучащую зверушку не только на картинке, но и среди своих игрушек.
  • «Найди картинки». Малышу представляются картинки, произносится звук, задача ребёнка отобрать все предметы, в которых этот звук встречается.

Закреплению звуковых образов, а также соотнесению их с буквами и слогами помогают упражнения:

  • «Игры со звуками». Облегчённый вариант игры в города. Малыш должен подобрать слово, которое начинается на последнюю букву предыдущего слова.
  • «Волшебники». Предложите ребёнку менять по очереди по одной букве в слове так, чтобы каждый раз получалось новое слово (например, кот-кит).
  • «Найди самое короткое слово». Произносится ряд слов, малыш должен на слух определить самое короткое.
  • «Исправь ошибки». Взрослый произносит предложение (к примеру, «В лесу стоит большой зуб»), ребёнок должен исправить ошибку («не зуб, а дуб»).
  • «Корзинки». Для этого упражнения потребуются карточки с предметами, в названиях которых есть твёрдые и мягкие пары согласных. Ребёнок должен прослушать слова, а затем разделить карточки по двум корзинам: с твёрдым звуком и с мягким.

Кроме того, существует большой выбор логопедических игр, направленных на развитие речевого слуха ребёнка. Среди наиболее эффективных:

  • «Логопедическое лото» (помогает научить малыша определять позицию звука);
  • «Путешествие от А до Я» (учит определять первый звук в слове);
  • «Готов ли ты к школе?» (тесты на определение тех или иных звуков в словах).

Развитие фонематического слуха у ребёнка – важная составляющая формирования личности, так как оно формирует правильную речь, а также умение «слушать и слышать».

Кроме того, незамысловатые упражнения на тренировку речевого слуха не только пробуждают познавательную активность малыша, но и позволяют выработать условную двигательную реакцию на звуки.

Всё это является залогом эффективного достижения качества образования в будущем.

Источник: https://shkolabuduschego.ru/doshkolniki/sposobyi-razvitiya-fonematicheskogo-sluha-u-detey.html

Игры на развитие фонематического слуха для дошкольников 5-6-7 лет

Развитие фонематического слуха у дошкольников

Дидактические игры для дошкольников для развития фонематического слуха играют важную роль в подготовке детей к школе.

Представленные в статье задания и упражнения подойдут для копилки воспитателей, логопедов, родителей.

Перед тем, как дать практический совет об играх на развитие слухового восприятия речи, поговорим о том, что такое фонема, и как фонематически слух связан с уровнем обучаемости детей.

Фонема

С древнегреческого слово “фонема” переводится как “звук”. Это минимальная единица любого языка, не имеющая лексического, грамматического значения, используется в речи для различения значимых единиц языка.

Например, в слове ДОМ три фонемы , , . Не путайте фонематические единицы со звуком, это не одно и тоже. Понять, почему так происходит, можно на простом примере: в слове ЯГОДА 5 фонем , , , , , но 6 звуков [Й], [А], [Г], [А], [Д], [А].

Одна буква или звук могут выражаться разными фонемами, например, на севере Г произносится как взрывной, а на юге — фрикативно с призвуком Х, но оба варианта артикуляции представлены в виде фонемы .

Многие преподаватели считают, что практической пользы от этих знаний для детей школьного и детсадовского возраста нет, но эту точку зрения нельзя назвать однозначно верной.

В первом классе от детей требуется навыка различения звука и буквы при выполнении фонетического разбора. Основы данного навыка закладываются в раннем возрасте, когда дети на слух различают слова мама – Маша, зима – Сима и т.д.

Для анализа услышанной речи нужно уметь дифференцировать, различать фонемы, то есть пользоваться фонематическим слухом.

На заметку! Игры на развитие фонематического слуха родители проводят с детьми с самого рождения, сами того не осознавая. Разговоры, песни, сказки, шумные игрушки подготавливают малыша к собственной речи, восприятию чужих высказываний и анализу отдельных звуков, слогов.

Фонематический слух

Умение различать фонемы без визуализации букв, определение звукового состава слова называется фонематическим слухом. Этот навык лежит в основе обучения детей чтению, письму.

При несформированности данного умения дети задерживаются в речевом развитии, потому что не слышат собственных артикуляционных ошибок:

  • путает парные по глухости-звонкости, глухости-звонкости согласные;
  • совершает многочисленные грамматические ошибки в речи;
  • пропускает слоги в словах;
  • не употребляет предлоги или путает схожи пары (над-на, в-во);
  • не может правильно выразить мысль, неверно употребляя созвучные слова (лук-люк, том-дом).

В результате к школьному возрасту количество проблем увеличивается. Дети с неразвитым фонематическим восприятием имеют следующие проблемы в обучении:

  • дисграфия;
  • дислексия;
  • низкая скорость чтения, письма.
  • ошибки в поиске однокоренных слов, фонетическом разборе, проверочных форм на последний согласный.

Чтобы избежать сложностей в школьном возрасте, важно своевременно заметить недоразвитие фонематического слуха, оказать дошкольнику или школьнику логопедическую помощь. Основное место в коррекционной работе с детьми по развитию речевого слуха занимают игры. Их превеликое множество. Проводить их могут не только логопеды, дефектологи, воспитатели в детском саду, но и родители.

На заметку! Игры для развития фонематического слуха у дошкольников эффективнее проводить в возрасте 5-6 лет. Этот период, по мнению психологов и педагогов, наиболее благоприятен для коррекции слухового восприятия речи.

Игры

Простые и интересные игры для развития фонематического слуха не утруждают детей. Используйте любые из перечисленных игр упражнений ежедневно. Уже через месяц результаты работы будут заметны родителям, окружающим.

На заметку! В качестве контроля эффективности занятий на формирование фонематического слуха у ребенка после месяца тренировок проведите с дошкольником такой тест: говорите некоторые известные ему слова неверно. При слабо развитом речевом слухе ребенок не обратит на вашу ошибку внимание. Если исправит ваше высказывание, сделает замечание, можете поставить ему и педагогу “5”за качественный труд.

Тишина

Простая дидактическая игра на развитие фонематического слуха тренирует умение различать неречевые звуки. Дети сидят в комнате или на улице, закрывают глаза и слушают тишину 1-2 минуты. Разговаривать в момент игры нельзя. Если занятие проводится на прогулке, организовать полное отсутствие звуков сложно, поэтому под тишиной понимаются все шорохи, сигналы машин, пение птиц.

Когда педагог разрешит, дошкольники открывают глаза и описывают свои впечатления от игры, подробно рассказывают, что они смогли услышать в тишине.

Лови звук

Игра направлена на развитие фонематического слуха, внимание. Можно проводить с детьми от 6 -7 лет.

Ребенок сидит напротив логопеда и внимательно слушает, какие звуки произносит педагог. Дошкольник получает задание хлопать ладошками и ловить только определенный перед началом игры звук.

Педагог должен медленно произносить разные звуки, а между ними правильный. Если малыш хлопнул ладошками не вовремя, то есть поймал неверный звук, нужно указать ему на ошибку. В процессе игры желательно просить детей произносить все услышанные фонемы громко вслух.

Хлопай-топай

Упражнение направлено на переключаемость. Ребенок топает и хлопает на заданный педагогом звук. Обговаривать условия игры нужно заранее. Например, на звук [ш] дошкольник топает, а на звук [ж] хлопает в ладоши.

Логопед произносит ряд схожих звуков: [ш], [щ], [ч], [ж], [с], [ж], [х], [ш] и т.д. На необозначенные звуки дошкольник не должен реагировать телодвижениями.

Поймай слог

Игра на развитие фонематического слуха, переключаемости внимания у детей 5-6 лет. Проводится идентично предыдущей, но ребенок ловит не звуки, а слоги. Условия обговариваются так: поймай слог ЧУ. Педагог произносит ряд слогов, стараясь запутать воспитанника: ЧА, ШУ, ЧУ, ЩУ и так далее. Ребенок должен ловить только слог ЧУ.

Лови слово

Упражнение формирует высокий уровень внимания, развивает умение различать слоги и звуки изолированно, в окружении других фонем.

Педагог сообщает ребенку, какое слово нужно ловить, например, щука. Произносит ряд схожих по звучанию слов и обозначенное: шутка, щука, шуба, зубы, щука и так далее. Когда дошкольник слышат нужное слово, хлопает в ладоши.



Эхо

Эту игру на развитие фонематического слуха можно проводить с несколькими детьми в возрасте средней группы ДОУ. Сначала расскажите воспитанникам, что такое эхо, как оно “работает”. Потренируйтесь вместе, повторяя слова, звуки, слоги друг за другом. Потом определите, кто из детей будет эхом, а кто путником в горах.

Когда роли распределены, оставьте детей играть самостоятельно, без ваших подсказок. Путник говорит простые слова, слоги, а “эхо” повторяет услышанное в точности, можно несколько раз.

Поймай песенку

Игра подходит для детей с недоразвитием внимания, со слабым навыком слышать звуки в составе слога, слова. Педагог задает проблемный для воспитанника звук, чаще всего это свистящие, шипящие, сонорные.

Возьмем для примера, фонему Б. Педагог должен называть ряд слов с заданным звуком и без него: банка, шубка, соска, папка, барабан, пулька, булька и так далее. Задача ребенка: хлопнуть в ладоши, если услышал нужный звук.

Громко-тихо

Занятие проводят с музыкальным сопровождением. Дети встают в круг, начинают движение шагом под композицию. Когда музыка звучит громко, нужно встать на носочки, если звук становится тихим — присесть и идти гусиным шагом.

На заметку! Дифференцированные движения и музыкальную композицию рекомендуется менять на каждом занятии.

Высоко-низко

Упражнение идентично предыдущему. Когда звучат низкие тона, например, стучит барабан или тромбон, дети приседают. На громких звуках — двигаются на цыпочках.

Скажи, как я

Игровое задание направлено на развитие умения различать громкие и тихие звуки, дети учатся подстраиваться под тембр голоса собеседника. Педагог произносит слова, небольшие фразы с разной громкостью, дети слушают и повторяют.

На заметку! Для упражнения “Скажи, как я!” выбирайте слова и звуки, с произношением которых у детей наибольшие трудности.

Разложи правильно

Приготовьте карточки с парными и непарными звуками: З-С, Ж-Ш, Ч-Ц, Щ, В -Ф, Х, Р, Б-П. И в дополнении к этой картотеке распечатайте изображение предметов, в названиях которых есть эти фонемы. Ребенок должен их соотнести. Например, приложить к изображения зонта карточку с буквой З, к слону — С. В результате получится несколько кучек карточек.

Через 2-3 занятия с карточками предложите детям раскладывать картинки по другим принципам:

  • находить названия предметов с нужным звуком в конце, начале, середине слова;
  • классифицировать слова по количеству слогов;
  • самим придумывать слова на заданную букву, например, устно разложить названия всех предметов, которые находятся в комнате.

Звуковое лото

Игра проводится в группе ( не менее 2 человек и ведущий). Подходит для детей ужу знакомых с буквами, или может сочетаться с занятиями по изучению азбуки.
Для игры нужно подготовить:

  • Лото с картинками (звери, птицы, предметы).
  • Пустые карточки.

Сначала проведите подготовительную работу. Выясните, какие буквы знакомы дошкольникам, объясните, что согласные звуки могут быть мягкими-твердыми, глухими-звонкими, покажите, как правильно их произносить. Потом раздайте детям по 4-6 картинок и столько же пустых карточек.

Называйте любой звук, растягивая и пропевая его: з-з-з. Спросите, у кога в названия нарисованных предметов есть такой звук. Дети поднимают руки и повторяют: “У меня з-з-зебра!”. И закрывают правильную картинку пустой карточкой. Победит тот, кто быстрее заполнить поле.

Важно! Следите, как дети проговаривают слова, отдельный звуки. Сочетайте игру с артикуляционной тренировкой и коррекцией произношения.

Слоговой поезд

Задание на развитие умения делить слова на слоги. Приготовьте карточки с нарисованными вагонами, на каждом написан 1 слог. Задача детей — рассадить слоги по вагонам. Для дошкольников 5-6 лет берите слова из 2-3 слогов, для школьников 6-7 лет — из 3-4.

Путаница

Дети с дефектом фонематического слуха в речи путают звуки, игра путаница поможет справиться с этим недостатком. Сначала расскажите детям о том, что может произойти, если поставить неправильную букву в слово, как изменится его значение и смысл высказывания в целом.

Приведите простые, а желательно смешные примеры курьезных ситуаций. Например, Мишка любит есть сыр. Нужно сказать мышка, а медведи сыр не едят. Затем предложите детям исправить ошибки в словах и предложениях, что смысл высказывания был правильным:

Мы пришли кататься на большую Корку.На болоте много скользких Мочек.

Иван построил новый Том.

Источник: https://orechi.ru/razvitie-rechi/igry-na-razvitie-fonematicheskogo-sluha

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.