Как научить ребенка читать в 5 лет?

Содержание

Как научить ребёнка читать по слогам в домашних условиях 5 лет

Как научить ребенка читать в 5 лет?

Сегодня никого уже не удивляет требование, что к началу обучения в школе ребенок должен обладать хорошим и прочным запасом некоторых знаний и умений.

Если малыш не посещает детский сад, то перед родителями может возникнуть проблема, как научить ребёнка читать по слогам в домашних условиях в 5 лет.

Можно воспользоваться помощью специалистов, но при желании и некоторой подготовке мамы и папы справятся с этой задачей вполне самостоятельно.

Хорошее дело — мотивация

Ребенок, правильно настроенный родителями на обучение чтению, будет заниматься с усердием и желанием. Ведь даже у взрослых мотивация играет большую роль.

Конечно, есть и такие малыши, которые уже в 3-4 года самостоятельно начинают читать после знакомства с буквами, но это скорее исключение, чем правило.

В большинстве случаев требуется специальный настрой и помощь в овладении техникой знакомства со звуками и буквами. Средний возраст, когда ребенок готов обучаться —5 лет.

Приступая к занятиям нужно помнить, что в пятилетнем возрасте основным видом деятельности ребенка бывает игра. Поэтому не стоит сразу устраивать филиал школы на дому. Для занятий будет достаточно и 5-10 минут, но каждодневных.

Родители должны понимать, что наказывать малыша чтением нельзя. Это может сформировать стойкое неприятие занятий и последующие проблемы в школе. Угрозы, упреки, нелестные сравнения с другими детьми запрещены.

Подумайте, а вы сами смогли бы легко освоить новый вид деятельности?

Чтением нужно заинтересовать.

А можно создать интригу: читать сказку или историю, каждый раз предупреждая, что следующая глава будет еще интереснее, а немного позже попробовать пропустить время для чтения по уважительной причине.

Заинтересованный малыш будет вынужден сам брать книгу и пытаться в ней ориентироваться. В итоге он неизбежно придет к выводу, что проще самому читать, чем просить кого-то.

Днем вы учите ребенка читать, а перед сном продолжаете знакомить его с прекрасными сказками. Если вы плохо разбираетесь в детской литературе, посоветуйтесь с кем-нибудь или посмотрите списки в интернете, чтобы найти книги по возрасту. Чтение перед сном формирует и замечательную семейную традицию вечернего общения с малышом.

Мы готовы

Стоит приступать к обучению чтению после того, как налицо будут несколько признаков:

  • Речь малыша стала связной, он умеет говорить большими фразами, изъясняется предложениями, осмысленно отвечает на вопросы.
  • Ребенок правильно произносит все звуки, особенно шипящие «ж», «ш», «ч», «щ» и сонорные «л», «р». При наличии логопедических проблем необходимо обратиться к врачу (после 5 лет, ранее не стоит), в противном случае могут возникнуть проблему при обучении письму.
  • К этому возрасту у малыша сформировано и умение ориентироваться в пространстве.
  • Еще одним благоприятным показателем является умение сосредоточиться на занятии в течение 5-10 минут. Детям трудно усидеть на одном месте и долго заниматься монотонной работой. Поэтому не стоит его заставлять трудиться больше означенного времени.

Замечено, что у родителей, которые сами любят читать, и дети раньше начинают тянуться к книге.

В семьях, в которых мамы и папы любят в свободное время отдохнуть с томиком или журналом, где принято вслух постоянно читать ребенку сказки и стихи, малыши начинают тянуться к знаниям раньше своих сверстников.

Сегодня выбор интересных книг огромен: книжки-пазлы, панорамные буклеты, альбомы с яркими картинками и двигающимися предметами, издания 3D — можно подобрать такие, которые обязательно заинтересуют ребенка.

Готовимся к обучению

Если сами занятия по обучению чтению начинаются не ранее пяти лет, то подготовку можно вести задолго до этого. Необходимо при освоении звуков и букв развивать и такие составляющие:

  • Фонематический слух (его еще называют речевым). Он помогает соотносить звуки и буквы. Несформированная способность приводит к путанице звуков, а как следствие — трудностям в обучении чтению и письму. Развивать фонематический слух помогают игровые упражнения: например, какой звук стоит вначале слова и в конце, какие слова начинаются с него и так далее.
  • Чувство ритма. Оно развивается при помощи танцев и прослушивания мелодий. Все малыши любят двигаться под музыку и напевать веселые песенки. Подражая родителям, они учатся улавливать ритм, в музыкальных играх развивают ритмический слух.

Немаловажное значение имеет и выбор пособия, как легко научить ребенка читать по слогам, по которому вы будете заниматься с малышом. Недостатка в подобной литературе нет.

Но многие мамы и папы по своему опыту убедились, что не любая книга или пособие подойдет для этой цели. Попробуйте для домашних уроков за основу взять учебник, в котором после знакомства с гласными «А» и «У», их начинают складывать в маленькие слова «УА» и «АУ».

Познакомившись с первыми 8 буквами, ребенок уже сможет читать небольшие предложения.

Учимся читать (методики)

Существует несколько методик, которые позволят научить малыша читать. Какую выбрать — зависит только от родителей. Если вы не обладаете специальными знаниями, найдите литературу, пообщайтесь с подругами и на форумах, узнайте, как другие мамы и папы занимаются с детьми. Приведем пример самых распространенных методик обучения чтению.

Азбука

Многие мамы учат малышей при помощи азбуки, пользуясь специальными мнемоническими картинками, где каждой букве полагается свое изображение, например, А — аист, Б — белка.

Подобные плакаты могут сопровождаться и звуковым оформлением, где механический голос проговаривает название звуков.

Такие плакаты вешаются в комнате малыша, например, над его кроваткой или столиком, и периодически проговариваются буквы, опираясь на изображение.

Используя этот метод, нужно просить малыша называть и другие слова, начинающиеся с заданных букв. Недостатком подобной системы может быть трудности, которые возникают после изучения всех букв при попытках слияния букв в слоги.

Кубики Зайцева

Педагог из Петербурга придумал свою систему, как легко научить ребенка читать по слогам, поместив буквы на таких привычных малышам игрушках, как кубики. При данном методе дети учат складные блоки. Кубики имеют различное оформление по цвету, объему, весу, звучанию.

Так, при их встряхивании слышатся звуки определенного наполнителя. Подобное учение нравится ребятишкам, так как играть в кубики всегда весело и интересно.

Дополнительно к системе прилагаются таблицы, аудиозаписи, учебное пособие для родителей, в котором подробно разъясняется методика.

Плюс такой системы в том, что ребенок легче запоминает сочетания букв в форме игры. Но недостатки методики Зайцева могут проявиться во время школьного обучения, потому что такие дети не всегда разбираются в составе слова, зачастую опуская окончания.

Традиционное обучение чтению

Его еще называют фонетическим, звуковым, потому что с его помощью малыши в детском саду и школе начинают изучать не буквы, а звуки. Дети приходят к выводу, что люди читают и общаются при помощи звуков, а их письменным выражением на бумаге являются буквы. Например, твердый [Н] и мягкий [Н’] обозначаются одной буквой Н.

Этапы обучения чтению

  • Первоначально изучают гласные звуки, а потом уже согласные, в таком порядке: сонорные, позже глухие и шипящие. Гласные произносят четко и протяжно, поясняя, что их легко петь. Сначала изучают пять гласных: А, О, У, Э, Ы. Можно поиграть в различные игры, в которых малыш будет отыскивать эти буквы в книгах, на вывесках магазинов, плакатах и так далее. Далее изучают согласные. Показывая нужную букву, нужно называть звук: не МЭ, а коротко М, не Пэ, а коротко П.
  • Познакомившись с первыми звуками, гласными и согласными, переходят к их слиянию в слоги. Это достаточно сложный этап, но поняв, как соединяются два звука, малышу не составит труда объединять слоги в слова. Ребенку показывают первый слог, например, МА, и поясняют как к первому звуку М присоединяют гласный А, можно нарисовать схемку, где к букве М идет буква А. Предложите малышу спеть звук М с закрытыми губами и присоединить в звучании звук А, открывая при этом рот. Такая же работа идет со слогами МУ, МЫ, МО, МЭ.
  • А также на одном занятии знакомятся с каждым согласным звуком: СА, СУ, СЫ, СО, СЫ и так далее. Освоив подобные слоги, переходят к сочетаниям, которые начинаются с гласных букв: АМ, ОТ, УС. Следующим этапом становится соединение слогов в маленькие слова: МА-МА, МЫ-ЛО, а затем и У-СЫ, МАК и тому подобное. Тогда же происходит ознакомление с первыми простыми предложениями.
  • Следите, чтобы малыш при чтении обязательно водил по строчкам указкой или пальцем. Он еще не в состоянии отслеживать прочитанное, поэтому должен помогать себе.
  • Еще одно условие: в начале каждого занятия требуется повторить пройденное, а в конце — закрепить, обобщить изученное на данном уроке.

Хорошие советы

Занимаясь с ребенком, старайтесь получать удовольствие от процесса. Чем проще и веселее будут проходить домашние мини-уроки, тем быстрее ваш «ученик» освоит материал.

  • Занимайтесь с ребенком с удовольствием и хорошим настроением, чтобы сам процесс приносил радость вам обоим и формировал положительное отношение к учебе.
  • Не торопите обучение, каждый малыш индивидуален. Кто-то быстрее, кто-то чуть медленнее, но овладеет чтением.
  • Крики, угрозы, наказания — запрещены категорически. Если не получается научить самим, найдите специалистов, кто поможет освоить чтение.
  • Обязательно хвалите и поощряйте своего «ученика». Представьте себя на его месте: было бы вам легко сразу постигнуть новый язык?
  • Занимайтесь не больше 10 минут, для непосед можно делать и подвижные переменки. Учите малыша играя. Предложите ему стать самому учителем и показать буквы своей любимой игрушке.

Только таким образом, подходя к процессу получения знаний весело и легко, вы сами поймете, как научить ребенка 5 лет читать в домашних условиях.

Источник: http://www.fun-edu.ru/obuchenie/kak-nauchit-rebyonka-chitat-po-slogam-v-domashnih-usloviyah-5-let/

Как научить ребёнка читать: важные правила и эффективные методики

Как научить ребенка читать в 5 лет?

  1. Ребёнок свободно говорит предложениями и понимает значение сказанного.
  2. Ребёнок различает звуки (то, что логопеды называют развитым фонематическим слухом). Проще говоря, малыш легко на слух поймёт, где дом и лук, а где — том и люк.
  3. Ваш ребёнок произносит все звуки, и у него нет логопедических проблем.

  4. Ребёнок понимает направления: лево-право, верх-низ. Опустим момент, что взрослые зачастую путают право и лево. Для обучения чтению важно, чтобы малыш мог следовать по тексту слева направо и сверху вниз.

В семье, где есть культура и традиция чтения, дети сами потянутся к книгам.

Читайте не потому, что это надо и полезно, а потому, что это в удовольствие именно вам.

Читайте вместе и обсуждайте

Вы читаете вслух, а затем вместе разглядываете картинку, поощряя ребёнка к взаимодействию с книгой: «А кто это нарисован? А покажи у кошки ушки? А кто это рядом с ней такой стоит?». Детям постарше можно задавать более сложные вопросы: «Почему он так поступил? Как ты думаешь, что будет дальше?».

Идите от простого к сложному

Начните со звуков, затем перейдите к слогам. Пусть первыми станут слова, состоящие из повторяющихся слогов: ма-ма, па-па, дя-дя, ня-ня. После них переходите к более сложным сочетаниям: ко-т, жу-к, до-м.

Покажите, что буквы есть везде

Сыграйте в игру. Пусть ребёнок найдёт буквы, которые окружают его на улице и дома. Это и названия магазинов, и памятки на инфостендах, и даже сообщения светофора: бывает, на зелёный загорается надпись «Идите», а на красный — «Ждите столько-то секунд».

Играйте

И снова играйте. Складывайте кубики с буквами и слогами, составляйте слова, просите ребёнка прочитать вам какую-то вывеску или надпись на упаковке в магазине.

Используйте любую возможность для тренировки

Сидите ли в поликлинике в очереди или едете куда-нибудь, доставайте книжку с картинками и коротенькими историями к ним и предлагайте ребёнку почитать вместе.

Закрепляйте успех

Повторяйте знакомые тексты, ищите в новых историях уже известных героев. Зайчик-побегайчик встречается и в «Теремке», и в «Колобке».

Не заставляйте

Это, пожалуй, самое важное. Не отнимайте у ребёнка его детство. Обучение не должно идти через насилие и слёзы.

Азбуки и буквари

katarina_rosh/livejournal.com

Традиционный, но самый долгий путь. Различие этих книг в том, что азбука закрепляет каждую букву мнемонической картинкой: на странице с Б будет нарисован барабан, а рядом с Ю — юла. Азбука помогает запомнить буквы и — нередко — интересные стишки, но не научит читать.

Букварь последовательно учит ребёнка соединять звуки в слоги, а слоги — в слова. Процесс этот непростой и требует усидчивости.

Авторских букварей сейчас довольно много. По книгам Надежды Бетеньковой, Всеслава Горецкого, Дмитрия Фонина, Натальи Павловой дети могут заниматься как с родителями до школы, так и в первом классе.

Родители сходятся во мнении, что одной из самых понятных методик для обучения дошкольников является букварь Надежды Жуковой. Автор просто объясняет самую сложную для ребёнка вещь: как буквы превратить в слоги, как прочитать ма-ма, а не начать называть отдельные буквы мэ-а-мэ-а.

«Складушки» и «Теремки» Вячеслава Воскобовича

igrushkinadom.com

В «Складушках» Вячеслав Воскобович переработал идею Зайцева: на 21 карточке представлены все склады русского языка с симпатичными тематическими картинками. В комплекте — диск с песенками, тексты которых идут под каждым рисунком.

«Складушки» хорошо подходят для детей, которые любят рассматривать картинки. Каждая из них — повод обсудить с ребёнком, где котёнок, что делает щенок, куда полетел жук.

Обучать ребёнка по этим карточкам можно уже с трёх лет. При этом стоит отметить, что сам автор методики не считает необходимым форсировать раннее развитие.

igrushkinadom.com

«Теремки» Воскобовича состоят из 12 деревянных кубиков-теремков с согласными и 12 картонных кубиков-сундучков с гласными. Сначала ребёнок знакомится с алфавитом и пытается с помощью родителей придумать слова, которые начинаются с каждой из букв.

Затем наступает пора изучить слоги. В теремок с буквой М вкладывается А — и получается первый слог ма. Из нескольких теремков можно выложить слова. Обучение построено на игре. Так, при замене гласной дом превратится в дым.

Начинать играть в теремки можно с двух лет. При этом родители не останутся один на один с кубиками: в комплекте есть пособие с подробным описанием методики и вариантами игр.

Динамические кубики Чаплыгина

umnitsa.ru

Пособие Евгения Чаплыгина включает 10 кубиков и 10 подвижных блоков. Каждый динамический блок состоит из пары — согласной и гласной. Задача ребёнка — покрутить кубики и найти пару.

На начальном этапе, как и при любой другой методике обучения чтению по складам, ребёнок составляет самые простые слова из повторяющихся слогов: ма-ма, па-па, ба-ба. Задействованная моторика помогает быстрее запомнить начертание букв, а поиск уже знакомых слогов превращается в увлекательную игру. К кубикам прилагается пособие с описанием методики и словами, которые можно составить.

Оптимальный возраст для занятий — 4–5 лет. Можно начать и раньше, но только в формате игры.

Карточки Домана

steshka.ru

Американский врач Гленн Доман предлагает обучать детей не отдельным буквам или даже слогам, а словам целиком. Родители называют и показывают ребёнку слова на карточках 1–2 секунды. При этом от малыша не требуется повторить услышанное.

Занятия начинают с 15 карточек с самыми простыми понятиями вроде мамы и папы. Постепенно количество слов увеличивается, уже выученные уходят из набора, а ребёнок начинает изучать словосочетания: например, цвет + предмет, размер + предмет.

Как же понять, что ребёнок понял и запомнил визуальный образ слова, если автор методики рекомендует начинать занятия с рождения? Стоит обратить внимание на важную деталь, которую упускают родители в попытке сделать чадо самым умным, самым развитым, самым-самым.

Гленн Доман в «Гармоничном развитии ребёнка» настоятельно подчёркивает, что не надо устраивать ребёнку тестов и проверок: малыши этого не любят и теряют интерес к занятиям.

Лучше пусть запомнит 50 карточек из 100, чем 10 из 10.

Гленн Доман

Но учитывая, что родители не смогут не проверять, он советует при желании и готовности ребёнка сыграть в игру. Например, вы можете положить несколько карточек и попросить принести какую-то одну или указать на неё.

Сегодня психологи, нейрофизиологи и педиатры сходятся во мнении, что метод Домана направлен не на обучение чтению, а на механическое запоминание визуальных образов слов. Ребёнок оказывается объектом обучения и почти лишён возможности познать что-то самостоятельно.

Стоит также добавить: чтобы перейти к этапу чтения по Доману, родителям надо заготовить карточки со всеми (!) словами, которые встречаются в конкретной книге.

6. Чтение по Монтессори

howwemontessori.com

Чтение по Монтессори идёт от обратного: сначала пишем и только потом читаем.

Буквы — это те же картинки, поэтому сначала надо научиться их рисовать и только потом заниматься произношением и чтением.

Дети начинают с того, что обводят и заштриховывают буквы и благодаря этому запоминают их начертание. Когда изучено несколько гласных и согласных, переходят к первым простым словам.

Много внимания уделяется тактильной составляющей, поэтому дети могут буквально потрогать алфавит, вырезанный из шершавой или бархатистой бумаги.

Ценность методики заключается в обучении через игру. Так, можно положить перед ребёнком шершавую букву и тарелку с манкой и предложить сначала обвести знак пальчиком, а затем повторить это на манке.

Сложность для родителей — покупка или заготовка значительного количества раздаточного материала.

Выводы

В интернете и на плакатах, рекламирующих «развивашки», вам будут предлагать суперсовременные методики обучения ребёнка чтению в три, два года или даже с рождения. Но будем реалистами: в год нужна счастливая мама, а не развивающие занятия.

Миф о том, что после трёх уже поздно, прочно закладывается в умы и сердца уставших родителей и активно подпитывается маркетологами.

Авторы методик все как один настаивают на том, что самый естественный процесс познания для ребёнка — через игру, а не с помощью занятий, на которых родитель выполняет роль строгого контролёра. Главный ваш помощник в обучении — любознательность самого ребёнка.

Одни дети будут заниматься полгода и начнут читать в три, другим надо подождать пару лет, чтобы научиться всего за месяц. Отталкивайтесь от интересов ребёнка. Если ему нравятся книжки и картинки, то придут на помощь буквари и «Складушки». Если он непоседа, то в помощь кубики и система Монтессори.

В обучении чтению всё просто и сложно одновременно. Если ребёнок часто видит вас с книгой, у вас сложилась традиция читать перед сном, ваши шансы заинтересовать малыша чтением существенно возрастут.

Источник: https://Lifehacker.ru/kak-nauchit-rebyonka-chitat/

Как научить читать ребенка в 5 лет и как заинтересовать ребенка

Как научить ребенка читать в 5 лет?

Преподавание – сложный процесс, требующий совокупности психологических, профессиональных, социальных и даже некоторых медицинских навыков и знаний.

Учитель должен находить индивидуальный подход к каждому ученику, помнить все нюансы процесса обучения и характера каждого.

От этих факторов зависит 50 % успеха. Но ведь раньше люди не посещали учебные заведения. Как же они учились и развивались?

Давайте попробуем разобраться, так ли сложно выступить в роли учителя для своего ребёнка, а также какие плюсы и минусы это может преподнести и какого результата следует ожидать.

Навыки и способности

Вспомните, как вас учили читать и писать. Получается? Скорее всего  нет. Всё это происходит потому, что более приоритетная и актуальная информация замещает старую. Но если мы забываем процесс обучения, то почему мы всё ещё умеем читать?

Дело в том, что все навыки делятся на:

  • врождённые (которые нам даются с момента появления на свет), например умение дышать, принимать жидкость в нужное горло, хватательный рефлекс;
  • приобретённые – все навыки, которые мы получаем во время взросления. Сюда можно отнести всё что угодно: от умения управлять компьютерной мышью до игры на музыкальном инструменте или умения водить автомобиль.

Но есть особый вид навыков – те, которые требуют «активации». Сюда и относятся коммуникационные, социальные, поведенческие способности.

Иными словами: если ваши родители умели читать, то вам так же передаётся этот навык с рождения, его только нужно задействовать.

Когда новорождённый появляется на свет, он всё ещё не дышит, так как, находясь внутри матери, окружён жидкостью. Чтобы запустить дыхательный рефлекс, врач слегка шлёпает его, чтобы рецепторы уловили первый в жизни болевой сигнал. Нервная система активируется, запуская все процессы, ребёнок начинает кричать, тем самым запуская процесс вентиляции лёгких.

Таким же образом будет проходить обучение чтению или письму.

Абсолютно неважно, в каком возрасте начинать процесс.

Более того, все мы слышали, что с возрастом способность обучаться и осваивать новые навыки падает.

Это обусловлено секрецией гормона роста (соматотропина) – вещества, благодаря которому мы растём и меняемся.

Концентрация снижается с возрастом, и способности запоминать и учиться падают. В молодом же возрасте его содержание в крови зашкаливает, позволяя за короткие сроки закладывать базу для новых навыков и способностей.

Разберём процесс пошагово

  1. Подготовка. Поговорите с ребёнком на тему, хочет он учиться или нет. Этот пункт очень важен, так как дети не любят, когда их заставляют. В любом случае у вас получится свести обсуждение в вашу пользу. Ребёнок же не станет закрываться в себе и будет охотно идти на контакт.

    Родные и близкие люди будут восприниматься ребёнком лучше, чем чужие. Он не будет стесняться, поскольку ему легко контактировать с вами. Если по каким-либо причинам у вас не получается провести урок самостоятельно, то человек, которому вы доверите этот процесс, должен быть хорошо знаком ребёнку.

  2. Мотивация. Очень важна самоотдача.

    Если ваше чадо согласилось учиться, но не проявляет особого желания – процесс будет долгим и затянутым. Придумайте какой-то поощрительный приз за каждый удачный урок. Отлично подойдёт новая игрушка или просмотр интересного мультфильма. Ни в коем случае не поощряйте его сладостями или едой.

    Исследование, проведённое в Канаде, в котором участвовали 300 респондентов, показало, что таким образом формируются ложные пищевые привычки, которые приводят к ожирению, дисбалансу в питании, алкоголизму и другим зависимостям.

  3. Разделяйте всё время обучения на как можно меньшие отрезки.

    Три занятия в день по 20 минут воспринимаются легче, чем одно часовое. У вас и у вашего ребёнка будет время отдохнуть и с новыми силами вернуться к обучению.

  4. Покажите, что вам также сложно. Если уроки затягиваются по времени и не получается их сократить, то всем своим видом вы должны отображать, что устали не меньше ребёнка.

  5. Не ругайте ребёнка, будьте терпеливы, иначе обучение будет ассоциироваться только с плохими воспоминаниями. Поверьте, научить читать вас было ну очень сложно.

С чего начать процесс?

  1. Разучите фонетику алфавита. Откройте алфавит и, указывая на букву, озвучивайте её. Для разнообразия можете называть слова, в которых эта буква стоит вначале. Первые уроки не требуйте от ребёнка повторять за вами, пусть  наблюдает. Если он предрасположен к быстрому обучению, то сам начнёт озвучивать буквы на первом же уроке.

  2. В ходе 2-3 урока ученик уже должен чётко называть некоторые гласные, так как они легче запоминаются и имеют схожую структуру. Называйте по очереди буквы и просите ребёнка повторить. Если вы «застряли» на каких-то буквах, пропускайте их, чтобы не тратить время напрасно.

  3. Когда ребёнок освоил алфавит или большую его часть, переходите к следующему пункту: произносите букву, одновременно записывая её на листе бумаги. Таким образом формируются более прочные нейронные связи. Мозг будет ощущать, что перед ним стоит новая, более сложная задача, а старый этап пройден не до конца.

    Он будет стимулировать и подгонять процесс, сокращая время обучения.

  4. Когда вы уверенно разучили алфавит, начинайте вслух читать лёгкие незамысловатые стихотворения. Выбирайте только четверостишия, так как они запоминаются лучше других форм. Сначала ребёнок будет произносить звуки буквально, не разбирая на буквы.

    Такой принцип используется в речевом аппарате попугаев, которые на самом деле не умеют говорить, а просто заучивают звуки. Спустя несколько дней мозг самостоятельно начнёт воспроизводить стихотворение и раскладывать его на составляющие в попытках вспомнить недостающее слово.

  5. После переходите к более длинным стихам, чтобы прочно закрепить полученный навык.
  6. Вот настал тот момент, когда ваше чадо уверенно читает стихотворение на память, без ошибок, отчётливо разделяя каждую букву. Самое время записать его на листе.

    Это должно получиться без проблем, так как зрительные способности и память развиваются быстрее речевых. Если вы замечаете какие-либо дефекты речи, заикания и т. д., не медлите с визитом к логопеду. В раннем возрасте намного легче предотвратить нарушения речи, чем во взрослом.

    К тому же это будет искажать звуки при произнесении слов, и невозможно будет определить, ошибается ли ребёнок или проблема в речевом аппарате. На этот момент ребёнок ещё не умеет писать, а всего лишь переносит фонетическую информацию в символы. Но это заложит хороший фундамент для последующего процесса обучения.

  7. Большая часть пути пройдена.

    Занятия можно проводить реже, чтобы наблюдать, пытается ли ребёнок читать в свободное время. Если вы видите его интерес и мотивацию – значит всё проходит правильно.

  8. Предложите ребёнку прочитать небольшое произведение в прозе. Этот шаг будет более сложным, чем рифмы, но без такого предварительного этапа ничего бы не вышло.

  9. Когда чадо научилось читать простой текст из книжки, для закрепления попросите его переписать отрывок и зачитать вам. Это ещё больше укрепит нейронные связи между органами восприятия информации. Выбирайте интересные произведения, чтобы у ребёнка был стимул заниматься усерднее.
  10. Самым сложным этапом будет умение читать на ходу.

    Например, если во время прогулки ребёнок прочёл надпись с вывески или плаката – процесс обучения закончен. Навык уже приобретён и просто требует больше практики. Читать или писать одновременно с каким-то другим процессом можно только тогда, когда навык перешёл на «автопилот».

Не оставляйте обучение на полпути, так как придётся начинать процесс сначала.

Это происходит потому, что навык обусловлен наличием комплекса нейронных и синаптических связей, которые имеют логическую структуру.

Если мозг не получил связь синапс – нейрон – рецептор – навык, он просто начнёт разрушать связи и забывать полученное умение, так как оно занимает лишнее пространство и расходует ресурсы.

В процессе обучения время от времени делайте незапланированные перерывы, чтобы дать мозгу больше времени на строительство связей.

Все организмы индивидуальны, иногда скорость запоминания и объём информации несопоставимы со скоростью её поступления. К тому же у ученика будет время на отдых, который также немаловажен.

Практика показывает, что краткие перерывы на 5-7 минут после получаса усердных занятий помогают лучше структурировать и запоминать информацию, а также заряжают мотивацией для дальнейшей работы.

Нестандартный подход

Чтобы внести разнообразие в процесс обучения, проводите групповые занятия.

Как вариант –  пригласите в гости его друга.

Соревновательный момент – очень важный фактор, на котором основан весь процесс эволюции и естественный отбор.

Многие напрасно недооценивают этот фактор, который подстёгивает и ускоряет процесс.

К тому же он формирует привычку соревноваться и побеждать. Скажите, чтобы мотивировать учеников, что приз получит всего один победитель в конце каждого урока.

Чтобы никого не обижать и не обделять, давайте такой же, или почти равный по ценности, приз проигравшему, втайне от победителя, но обозначьте это как некий «аванс», который придётся отработать.

Если же у вас несколько детей, учите их читать вместе, если разница в возрасте не  очень большая.

Не забывайте, что все ваши действия закладывают фундамент на всю жизнь. Даже малейшие нюансы повлияют на характер, привычки, склонности, темперамент. Человеческий детёныш рождается самым недоразвитым из всех млекопитающих, и 75 % всех умений и навыков приобретает в течение жизни.

Хвалите ребёнка за все успехи, а ответственность за неудачи делите пополам, мол, оба виноваты. Таким образом он не будет ощущать излишнего давления и будет чувствовать защиту.

на тему

Источник: https://momjournal.ru/uxod-za-rebenkom/rannee-razvitie/uchimsya-chitat/kak-nauchit-chitat-rebenka-v-5-let.html

Как научить ребенка читать в 5 лет в домашних условиях? [2018]

Как научить ребенка читать в 5 лет?

4-5 лет — идеальное время, чтобы начать знакомить ребенка с чтением книг, отправить в школу уже хорошо читающим и привить любовь к литературе на всю жизнь.

В этом возрасте дети с радостью познают все новое, поскольку у них отлично работает воображение, они уже хорошо говорят и знакомы с буквами.

Главное — правильный подход и регулярные занятия.

В этой статье разбираемся, с чего начать и как научить ребенка читать в 5 лет в домашних условиях.

Главное правило домашнего обучения — оно в корне должно отличатся от того, что ждет чадо в школе:

  1. Не пытайтесь преподносить уроки и становиться суровым учителем.
  2. Превращайте занятия в увлекательную легкую игру длиной не более часа в день.

  3. Начинайте заниматься не тогда, когда дети подруг вовсю читают, а ваш с трудом различает буквы на кубиках, а когда придет время: ребенок бойко разговаривает, отличает право и лево, сам показывает стремление к обучению.

Перед началом занятий проведите небольшой тест на распознавание букв: дайте ребенку азбуку и попросите прочесть алфавит.

Ребенка легко научить читать, когда алфавит отскакивает у него от зубов

Если на это уйдет 2 и более минуты, приступать к обучению рановато.

Когда азбука будет отскакивать от зубов за минуту и меньше, можно переходить к составлению слогов.

Само обучение состоит из трех шагов:

  1. Заучивание букв и звуков, которые они обозначают
  2. Составление слогов из букв и умение их читать
  3. Составление слов из слогов и работа над слитным чтением

Перед началом обучения обзаведитесь тематическим материалом — букварем, кубиками, подберите хорошие компьютерные игры для развития навыков чтения и яркие легкие книжки для детей младшего и старшего дошкольного возраста.

Акцентируйте внимание на следующих аспектах:

  1. Учите чадо распознавать не буквы, а звуки: «бэ», «вэ», «гэ» и т. д. Это ощутимо упростит весь процесс обучения в будущем.
  2. Начинайте  с гласных, после переходите к согласным.

    Например, когда малыш отлично распознает букву «а», можно переходить к слогам на ее основе, а после — к простейшим словам «мама», «папа», «баба».

  3. Когда ребенок справляется с алфавитом, научите его составлять и читать простые слова из двух слогов.
  4. После освоения предыдущего этапа, переходите к составлению трехсложных слов.

Превратите обучение в увлекательную игру

Совет: помните,  похвала — это ваше все. Хвалите чадо даже за малейшие достижения и относитесь с пониманием к затруднениям в обучении.

Как научить ребенка читать в 5 лет в домашних условиях по букварям Н. Жуковой и Е. Бахтиной

Используя одни только детские книжки или кубики, научить ребенка читать в таком возрасте будет сложно.

Задачу значительно упростят специально разработанные буквари.

Их выбор огромен, однако самыми практически полезными и легкими в понимании детей являются буквари Н. Жуковой и Е. Бахтиной.

Букварь Н. Жуковой

Более прост для объяснения и восприятия. Он, как правило, понятен детям и подразумевает быстрый переход на чтение по слогам.

Приобретите весь необходимый тематически материал

Автор книги — логопед со стажем. Она создала лаконичный букварь, не перенапрягающий внимание, где главный герой путешествует со страницы на страницу и помогает ребенку осваивать правила чтения.

Однако если малыш испытывает затруднения, не торопите его и дайте время освоиться в новой теме.

По этой книге занимаются 6-летние детки в школе.

Букварь Е. Бахтиной

Подходит для совсем крошечных деток от двух лет. Автор уверена, что, регулярно занимаясь с ребенком со второго года жизни, к трем его можно научить читать.

Когда малыш будет бегло распознавать буквы, самое подходящее время соединять их в слоги и прорабатывать как можно больше разновидностей. Затем двигаться к словам.

Для наглядности лучше  использовать разноцветные карточки со слогами и словами для чтения и запоминания.

Вы должны увлечь ребенка чтением

Совет: в начале обучения не используйте гласные «ю» и «я», а также все шипящие согласные, поскольку они сложны в запоминании и произношении.

Как научить ребенка читать в 5 лет в домашних условиях по методике Зайцева

Дети, которым сложно долгое время сидеть на одном месте, полюбят обучение чтению при помощи кубиков Зайцева.

На кубиках написаны слоги, состоящие из гласной и согласной букв.

У каждого есть свой цвет и звук, помогающие малышам строить ассоциативные ряды.

Задача учителя — придумать увлекательную игру с кубиками, в процессе которой будет необходимо отыскать нужные слоги и построить из них лестницу, башню, и т. д.

Одной из наиболее эффективных методик считается обучение по кубикам Зайцева

Кроме того, в наборе есть специальные таблицы для конструирования слогов. Это помогает сделать процесс легким и доступным.

Совет: во время обучения для закрепления результата используйте прием рефлексии, чтобы оценить как малыш запоминает материал.

По методу Домана

Методику часто называют глобальным чтением, т. к. основываясь на особенностях детского мозга, автор предлагает учить чтению не слогами, а целыми словами.

Задача учителя — окружить чадо словами, написанными на плакатах и ярких карточках («дом», «окно», «дверь» и пр.).

Механическая память даст возможность малышу запомнить значительные объемы простых слов.

Метод Домана

Метод чтения по слогам

Этот способ был, есть и будет основным в обучении детей дошкольного возраста чтению в домашних условиях.

В процессе малыш сначала складывает буквы в слоги, а затем — слоги в слова.

Начиная с пяти лет, особенно, если обучение проходит в виде увлекательной игры, ребенок схватывает новую информацию на лету.

Чтение по складам

От предыдущей методика отличается тем, что слово дробится не на слоги, а на звуки, которые соединяются в склады.

Так, «кошка» будет читаться не как «кош-ка», а как «ко-ш-ка». То есть склад может состоять не из слога, как мы привыкли считать, а из одной буквы, включая твердый и мягкий знаки.

Метод хоть и эффективен, в последующем может спровоцировать проблемы — в школе чаду придется переучиваться дробить слова на слоги.

К чтению по слогам переходите, когда чадо полностью освоит буквы

Совет: совсем маленьким деткам понравится обучение при помощи магнитной азбуки. Вы прикрепляете букву к панели холодильника и просите малыша: «Дай мне, пожалуйста, буковку. Что это у нас за буковка? А! Азбука!».

3+ полезных совета, как быстро развить навыки чтения у ребенка

Родителям перед началом обучения важно понимать, что ваша цель — не сказать своим друзьями: «А мой-то в три уже Толстого читает», а привить сыну или дочери интерес к чтению на всю жизнь.

И данном случае не стоит требовать мгновенных результатов, ведь, как известно, лучше меньше да лучше.

Заставляя чадо штудировать буквари и часами собирать кубики, вы можете вызвать обратную реакцию.

Куда лучше, если обучение будет проходить в увлекательной игровой манере, а вы будете малышу другом, а не педагогом.

Правильно стройте урок

От простого к сложному, а не наоборот. Сначала учите буквы, потом переходите к слогам, потом к словам, а далее к небольшим текстам.

Чтобы достичь результата, правильно стройте урок

Учите ребенка алфавиту с пеленок

Заучивайте вместе стихи и песни о буквах, показывайте мультфильмы с алфавитом. Детский мозг впитывает все, словно губка.

Таким образом к двум годам чадо будет прекрасно знать алфавит, ну а обучение чтению не заставит себя долго ждать.

Превратите обучение в игру

Обучение чтению должно быть ненавязчивым и увлекательным, поскольку бесконечная зубрежка и запоминание скучны для малыша и в будущем весь процесс учебы будет вызывать у него исключительно отторжение.

Чтобы заинтересовать ребенка, можно использовать не только книги и кубики, но и открытый текстовый редактор компьютера или отдать на растерзание старую клавиатуру.

Подберите также качественные онлайн-игры, развивающие навыки чтения.

Подайте пример

Как известно, дети зачастую перенимают поведение родителей. Если вы сами не любите читать, полюбит ли книги ваш ребенок?

Чтобы обучение дало результаты, в вашем доме всегда должна присутствовать художественная литература и связанные с ней традиции. Например, читать чаду историю перед сном.

Занимайтесь регулярно и хвалите ребенка за успехи

Занимайтесь регулярно

Часа в день вполне достаточно. Если процесс идет очень тяжело, есть смысл сделать перерыв в 2-3 дня, чтобы дать малышу отдохнуть, а затем вновь взяться за дело.

Не забывайте о похвале

Часто многие родители ошибочно считают, что похвала вредит детям и без нее они достигнут больших результатов в учебе. Это не так.

Добрые слова мотивируют, в то время как упреки и постоянная ругань замедляют процесс развития, порождая массу комплексов.

Помните о том, что эти проблемы могут остаться с ребенком навсегда. Будьте добры и терпеливы.

Совет: не забудьте познакомиться с нашей статьей, как быстро выучить с малышом таблицу умножения.

Полезные советы, как научить ребенка читать в 5 лет в домашних условиях, вы  узнаете из видео уроков ниже:

Download Premium WordPress Themes FreePremium WordPress Themes DownloadFree Download WordPress ThemesPremium WordPress Themes DownloadFree Download WordPress Themesudemy course download free

Источник: http://life-reactor.com/kak-nauchit-rebenka-chitat-v-5-let-v-domashnih-usloviyah/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.