Как научить ребенка читать в 4 года в домашних условиях?

Содержание

Как научить ребенка 4 лет читать – поэтапная инструкция с видео

Как научить ребенка читать в 4 года в домашних условиях?

Каждый родитель мечтает обучить чтению своего малыша. Ведь без этого навыка в современном мире невозможно стать образованным человеком, свободно ориентирующемся в море различной информации.

Раньше процесс обучения грамоте был намного проще, чем в настоящие дни. Все детишки учились по букварю, осваивая общеизвестные тексты. Но сегодня появилось множество новых методик.

Это и кубики Зайцева, и карточки американского ученого Домана, и метод Тюленева. И все они призваны обучить малышей читать, прежде чем те смогут ходить.

Вот и бегают неопытные молодые мамочки по специалистам, боясь опоздать с обучением любимого чада такому важному делу.

Раннее чтение развивает интеллект малыша

Когда можно начинать обучение

Раннее обучение грамоте появилось в России относительно недавно. И поэтому пока преждевременно делать какие-то выводы относительно пользы или вреда обучения ребенка чтению в возрасте до пяти лет.

Однако многие психологи склоняются к тому, что социальное развитие детей, начавших читать слишком рано, не обходится без проблем. Другими словами, таким малышам сложно входить в детский коллектив. Это происходит вовсе не из-за их высокого интеллекта.

Просто в то время, когда должны были формироваться навыки общения, мозг был занят изучением букв.

Кроме того, специалисты заметили, что дети, начавшие читать до 4 лет, не понимают и не пересказывают смысла прочитанного. Они лишь складывают буквы в слова.

Кубики Зайцева помогают быстро освоить чтение

Конечно, всегда были дети, которые сами просили поскорее научить их читать, приставая к маме или бабушке с требованием, назвать им незнакомую букву.

В этом случае чтение, являясь их собственной задачей, никак не влияло на приобретение других важных навыков.

Но сегодня родители, напуганные тем, что после трех лет учить ребенка будет слишком поздно, стараются приобщить малыша к чтению чуть ли не с пеленок.

Психологами выделено несколько признаков, по которым можно судить о готовности ребенка к восприятию обучения чтению.

  1. Хорошая разговорная речь, построенная с использованием целых предложений, а не отдельных слов. Если ребенок плохо разговаривает, учить его чтению, например, по кубикам Зайцева, опасно. Вместо того, чтобы говорить словами, он может начать общаться с помощью кубиков.
  2. Достаточное развитие фонематического слуха. Малыш в возрасте 4 лет должен четко слышать и разделять звуки.
  3. Отсутствие серьезных проблем с произношением.
  4. Сформированная ориентация в пространстве. Малыш должен различать право и лево, верх и низ. В противном случае он не поймет, что читать надо слева направо и даже может начинать чтение с любой понравившейся буквы.

4 года — оптимальный возраст для начала обучения

Практика показывает, что у большинства детей такие навыки появляются в возрасте четырех лет.

Учиться и играть одновременно

Чтобы ребенок правильно и полноценно развивался, все дошкольное время должно проходить в играх. Без игры малыша невозможно научить не только чтению, но и ничему другому. Хороший учитель придумает множество игр, чтобы превратить занятие в веселую забаву. Иначе малыш не просидит и пяти минут. Можно строить из букв паровозик, или устроить магазин и «продавать» товары на одну букву и т. д.

Обучение чтению должно быть удовольствием для ребенка

В процессе игры одновременно происходит и обучение, и развитие ребенка.

Простой способ научить малыша читать

Решив самостоятельно обучить своего ребенка читать, нужно в первую очередь обратить внимание на то, что называть следует не букву, а звук. Буква — то, что пишется, звук — то, что слышится.

Абстрактное мышление ребенка 4 лет развито плохо. Поэтому следует говорить «буква Л», а не «ЭЛЬ», буква «С», а не «ЭС».

Все правильные названия букв можно отложить до школьной поры, а на этом этапе следует произносить и учить звуки.

Дальше будет рассмотрено, как научить читать ребенка в 4 года. Это достаточно легкий способ, который можно условно разделить на три этапа.

Читайте: Как привить любовь к чтению и нужно ли читать современному ребенку

Выучить гласные звуки

Чтобы научиться читать, совсем необязательно изучать сразу все буквы. На первом этапе обучения следует выучить только гласные звуки.

Из картона вырезаются кружочки диаметром около 15 см и на них ярким фломастером или краской пишутся гласные буквы. Пусть кружочки называются «бусинками» или «капельками».

Каждая такая «капелька» поет свою песенку, например, «а-а-а…» или «о-о-о…». Это внесет в обучение элементы игры.

Учим буквы по кубикам

Кружочки с буквами можно расклеить по всему дому в разных местах, и время от времени просить ребенка, напомнить, какую песенку поет та или иная «капелька». Через некоторое время поменять буквы местами и продолжать обучение до тех пор, пока все гласные звуки не будут запомнены. Так как гласных лишь 10 штук, малыш выучит их быстро и легко.

Когда ребенок уже запомнил буквы в привычных кружочках, можно попросить его найти какую-то гласную в слове из книги. Книгу, конечно, надо подобрать заранее.

Слова в ней должны быть прописаны крупным шрифтом и разбавлены интересными картинками.

Находясь на прогулке, укреплять полученные знания можно, разыскивая знакомые буквы на рекламных щитах или вывесках на магазинах.

Научиться читать слоги

После того как выучены все гласные буквы, надо приступать к чтению слогов и коротеньких слов, состоящих из трех, максимум четырех, букв. Можно в качестве дополнительного пособия взять Букварь или Азбуку.

Знакомясь с какой-то новой буквой, например, «П», не нужно вдаваться в подробности и объяснять малышу, что это буква согласная, и бывает она мягкая и твердая. Он этой информации не поймет и не запомнит. Лучше попросить ребенка подумать, на что похожа эта буква, или пусть он вспомнит самое известное слово на «П», например, «папа».

Учим слоги с сказочными героями

Затем выученная буква подставляется к гласным. Взрослый читает слог и просит малыша его повторить. Можно написать таблички со слогами и попросить ребенка показать тот слог, который изображен. Главное, помнить, что играть в слова надо не более 10 минут, а потом переключаться на другие занятия.

Когда освоено уже несколько согласных букв, можно переходить к составлению коротких слов. Пусть ребенок сам додумывает, какую букву надо поставить в конце слова. Останется только показать ему, как выглядит слово с этой буквой на бумаге или магнитной азбуке.

Чтение слов

Теперь надо написать на полосках бумаги несколько хорошо известных ребенку слов, количество букв в которых не превышает шести. Прочитать их вслух и развесить в разных местах дома. Хорошо бы таблички украсить картинками с изображением предмета, название которого написано.

Совместные чтения развивают интерес ребенка

Несколько раз между делом надо перечитывать слова вместе с ребенком, а потом собрать таблички и, показав одну из них, попросить малыша прочитать, что там написано. Можно менять картинки местами, читать заведомо неправильно, чтобы он с радостью замечал ошибку. Способов добиться запоминания слова много. Разучив одну группу слов, приступают к другой.

Такой способ позволит быстро научить ребенка 4 лет читать слоги, и даже целые слова. Ведь всегда можно найти 10 минут в день для обучения своего любимого чада.

Тест

Этот небольшой тест поможет родителям определить, готов ребенок начать обучаться чтению или с этим следует подождать. Он включает в себя 18 вопросов. Если ответ положительный, ставится одно очко.

Любит ли ваш ребенок книги?

  1. Малыш просит рассказать сказку?
  2. Он сам может их пересказывать?
  3. Часто ли ребенок сам рассматривает книги?
  4. Что вызывает в книге больший интерес у малыша — картинки или содержание?
  5. Просит ребенок научить его читать?
  6. Имитирует он иногда, что «читает» книгу?
  7. Пытается ребенок сам «писать» книгу?
  8. Внимательно он слушает чтение других?
  9. Бережет малыш свои книги?
  10. Богатый ли у него словарный запас?
  11. Читать книги нравится больше, чем смотреть телевизор?
  12. Сможет ли ребенок подобрать слово, начинающееся на последнюю букву слова «стол»?
  13. Пытается соединять знакомые буквы?
  14. У малыша нет серьезных проблем с произношением?
  15. Различает ли он похожие звуки, например, Ж и Ш?
  16. Говорит предложениями или отдельными словами?
  17. Ребенок учится читать с удовольствием?
  18. Он знает много песен и стихов?

Подведение итогов

0—5 очков

Если ребенку меньше 4 лет, то с чтением торопиться не стоит. А вот будущего первоклассника, которому уже исполнилось 6 лет, надо заинтересовывать процессом чтения. Для этого следует предлагать ему больше интересных книг с крупным шрифтом и картинками.

6—12 очков

Этот результат говорит о средних способностях малыша 4 лет к чтению на данном этапе. Надо обратить внимание на книги, окружающие малыша. Иногда толстые книги пугают детей своим объемом.

У вашего ребенка есть свои книги?

13—18 очков

Ребенок полностью готов к обучению и хочет, научившись читать, самостоятельно узнавать из книг много занимательного.

Источник: https://detki.guru/kak-nauchit-rebyonka/kak-nauchit-chitat-v-4-goda.html

Как научить ребенка читать быстро и правильно: занимаемся дома

Как научить ребенка читать в 4 года в домашних условиях?

Первое, что нужно усвоить молодым родителям в отношении обучения ребенка чтению, — «научить читать быстро» не означает «научить читать пораньше». С буквами допустимо познакомить и в младенчестве (например, в виде безопасной магнитной азбуки), и то только в том объеме, в каком малыш сам будет проявлять к ним интерес.

Но навык чтения требует определенной психологической зрелости, которая может наступить и в 3 года, и в 6 лет. Торопить ребенка и насильно учить его читать нельзя ни в коем случае — есть риск нанести непоправимый вред его психике. А вот повышать скорость чтения перед школой или в младших классах — полезно и часто даже необходимо.

В этом вопросе разберемся подробнее.

В каком возрасте пора учиться читать?

Если отправить семилетку, который не умеет читать, в первый класс, его там непременно научат. Но разумно ли рассчитывать только на школу? С каждым годом количество читающих дошкольников растет, и учителя все больше ориентируются именно на них. От уровня навыка чтения будет во многом зависеть успеваемость ребенка, поэтому есть смысл озаботиться этим вопросом до поступления в школу.

Старший дошкольный возраст — идеальное время, чтобы научить ребенка читать. Психологи утверждают, что к этому времени мозг человека достигает оптимального уровня развития для таких занятий.

С одной стороны, наступает психическая зрелость, а с другой — в 5-7 лет ребенок лучше, чем когда-либо, способен усваивать огромное количество информации.

Главное — правильно ее подать, стимулировать интерес к чтению.

Как бы ни хотелось взрослым ускорить развитие чада, действовать нужно терпеливо и ни в коем случае не заставлять ребенка читать. Интерес малыша к чтению будет расти тем быстрее, чем больше положительных ассоциаций будет связано с книгами.

Регулярное чтение вслух любимых сказок и других захватывающих историй укрепит эмоциональную связь между ребенком и родителем, книги станут ассоциироваться у маленького человека с состоянием покоя и безопасности.

Неплохой альтернативой могут стать аудиокниги — в сети свободно можно найти записи старых советских пластинок в отличном качестве.

При выборе произведений необходимо делать ставку на интересы самого ребенка.

Ему, скорее всего, понравится читать о приключениях таких же детей, как он сам, об их переживаниях и проблемах, о дружбе и смелости, о смешном и грустном — все это близко ему.

Родителям будет полезно вспомнить любимые книги своего детства и перечитать их вместе с ребенком. Когда малыш поймет, что чтение — это не просто назойливое требование для школы, а ключ в удивительные миры, он сам захочет читать.

Пусть ваш ребенок почаще общается с детьми, которые уже умеют читать, — пример сверстников или тех, кто ненамного старше, подействует лучше, чем уговоры родителей.

При этом воздействие взрослых должно быть мягким и разумным. Запрещенный прием — сравнивать детей с другими: «Вон Коля уже хорошо читает, а ты — нет, стыдно!» И это касается не только чтения. Каждый ребенок идет по своему пути развития, и родители должны внимательно направлять его, а не давить авторитетом или пытаться форсировать события.

Техника чтения: скорость и понимание

Строго говоря, термин «техника чтения» подразумевает не только скорость, выраженную в количестве прочитанных слов в минуту. Кроме скорости в это понятие входят:

  • способ чтения – по слогам или целыми словами;
  • степень выразительности чтения – правильные логические ударения, соблюдение интонаций и пауз;
  • уровень понимания прочитанного – механическое складывание слогов в слова должно происходить параллельно с пониманием текста;
  • формирование отношения к прочитанному — вместе с пониманием у хорошо читающего ребенка должно складываться определенное отношение к прочитанному.

Эти требования растут по мере перехода учеников из класса в класс. Если в 1 классе еще допустимо читать сложные слова по слогам, то в 4 классе уже оценивается последний пункт. Поэтому упражнения на повышение скорости чтения обязательно должны включать отработку интонаций и учитывать степень понимания текста.

Популярные упражнения для повышения скорости чтения

Методик и упражнений для тренировки техники чтения множество, и их легко практиковать в домашних условиях. В применении любого из способов важно соблюдать три основных принципа:

  1. давать ребенку только те задания, которые соответствуют его уровню навыка чтения;
  2. не допускать, чтобы он сильно утомлялся от продолжительных занятий;
  3. обязательно хвалить, желательно фиксировать успехи — это мотивирует ребенка заниматься дальше.

Тренировка повторением

Ученик в комфортном для него темпе читает вслух текст в течение 1 минуты. По истечении времени обучающий отмечает карандашом слово, которое было прочитано последним, и чтение отрывка начинается сначала.

Знакомый текст читать уже легче, и в этот раз за минуту ребенок продвинется дальше на несколько слов (обычно от 2 до 15). Такая наглядная демонстрация результата вызывает у ученика воодушевление и желание попробовать снова и снова.

В третий раз у него получится прочитать еще дальше.

Другой вариант этого упражнения — заранее определить целевой объем, который нужно научиться прочитывать за минуту. Этот объем вычисляется по следующей формуле: актуальная скорость чтения плюс 30 слов.

Далее путем многократного чтения нужно добиться того, чтобы весь текст был прочитан за минуту.

Для этого может понадобиться несколько дней, так как за одно занятие рекомендуется прочитывать текст не более 3 раз.

Переворот

Такое задание подойдет детям, скорость чтения которых составляет 50 и более слов в минуту. Так же, как и в первом упражнении, работа здесь идет над одним отрывком.

В первый раз ученик должен будет прочитать текст в привычном положении, затем — под углом в 90 градусов, не наклоняя головы (книгу нужно будет повернуть), потом – полностью перевернутый текст, а затем – под углом в 270 градусов.

Не стоит прогонять таким образом сразу большие отрывки, лучше начать с 2-3 предложений. Постепенно объем можно будет увеличивать. Усложненный вариант — чтение страницы, отраженной в зеркале.

Совет

Предлагая малышу почитать перевернутый текст, покажите ему пример — попробуйте сделать это сами. Пусть видит, что вам тоже есть к чему стремиться, его это подбодрит.

Чтение и пересказ

Пересказ сам по себе — чрезвычайно полезное упражнение не только для дошкольников, но и для учеников начальной и даже средней школы. В части улучшения навыков чтения пересказ тренирует привычку понимать прочитанное, выделять главные мысли, опорные слова.

Давать такое задание можно даже тем детям, которые читают совсем плохо: в этом случае взрослый и сам может прочитать текст, чтобы ребенок его пересказал. В зависимости от уровня развития малыша текст может быть короче или длиннее, сложнее или проще.

Желательно, чтобы это был законченный сюжет с завязкой, развитием и развязкой — так обучаемому будет намного легче выстроить логику повествования.

Детектив

Универсальное упражнение, сложность которого легко регулировать, адаптируя для детей с разным уровнем навыка чтения. Оно заключается в том, что ребенку предлагается находить заданные слова среди множества других.

Это могут быть слова, написанные крупным шрифтом и разбросанные по листу бумаги, а может быть обычная книжная страница. Найденное слово обучаемый обводит карандашом и тут же принимается искать следующее.

В результате тренируется зрительная память, внимательность, расширяется площадь обзора.

Кто быстрее?

С двумя и более детьми можно организовать небольшое соревнование: предложить им одновременно читать на скорость.

Для этого нужно найти подходящий отрывок в книге и расположить так, чтобы было хорошо видно всем детям (или же заранее заготовить несколько экземпляров текста). По команде все начинают читать текст вслух, стараясь обогнать других и при этом не сбиться.

Процесс получается шумный, но захватывающий благодаря здоровому духу соревнования. Когда ведущий останавливает чтение, каждый показывает слово, на котором остановился.

При этом тренируется не только скорость чтения, но и умение сосредоточиться на своих мыслях, не отвлекаясь на шум — ведь читают все громко, стараясь перекричать других. Такое групповое занятие можно организовать даже спонтанно, оно развеселит детей и не займет много времени.

Совет

Предложите детям более серьезный вариант группового упражнения — чтение по ролям: здесь уже важна будет не только скорость, но и выразительность чтения.

Зорро

Взрослые никогда не читают знакомые слова по буквам или по слогам, они видят текст словами, словосочетаниями, могут читать «по диагонали».

Затруднения вызывают только сложные иностранные названия и редкие слова — их читают по буквам, повторяя про себя несколько раз, прикидывают, куда может падать ударение.

Таких «сложных», незнакомых слов у детей гораздо больше, поэтому они и читают медленно. Умение предугадывать, или антиципацию, тоже можно и нужно развивать.

В этом упражнении ребенку предлагается читать слова и строки, частично скрытые «полумаской», в роли которой может выступать чистый лист бумаги или непрозрачная линейка. Сначала прикрывается нижняя часть строки, и ученик читает несколько строк, с удивлением осознавая, что ему все понятно.

Затем положение «маски» меняется: теперь закрыта верхняя часть строки. Тут проявляется дополнительный эффект от метода: рано или поздно ребенок смекает, что, пока он читает верхнюю строку, нижняя открыта полностью, и старается быстро прочесть и ее заранее, чтобы облегчить себе задачу.

Благодаря такой работе на два фронта развивается и скорость чтения, и способность сосредоточиться, и память.

Дополнительные занятия

Умственное и физическое развитие маленького человека — это не две противоположности, а две необходимые составляющие становление личности.

На способности ребенка к чтению очень влияет и развитость его мелкой моторики, и то, сколько времени он проводит на свежем воздухе, играет ли в подвижные игры, занимается ли спортом.

В небольших дозах даже компьютерные игры могут быть полезны, если они развивают скорость реакции, внимание, способность ориентироваться по картам.

То, что развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием речи, было замечено еще в древности. Не зря в фольклоре разных народов существует масса игр для маленьких детей с участием рук и пальчиков.

То, что люди знали интуитивно, доказала наука: развитие отделов головного мозга, отвечающих за двигательную активность, стимулирует и находящийся рядом речевой центр.

Чем больше у малыша будет возможностей взаимодействовать с мелкими предметами, тем лучше и правильнее будет развиваться его речь, а значит, и способность к чтению.

Развитие мелкой моторики актуально для детей любого возраста, разница лишь в размере деталей и выборе материалов.

  • Рисование — младенцы могут рисовать пальчиковыми красками или безопасными восковыми мелками, ползая по листу ватмана, а для детей постарше возможности в этом плане не ограничены.
  • Лепка — начинать лучше с неокрашенного соленого теста, а потом переходить на пластилин, различные массы для лепки и глину.
  • Игра с конструктором — чем младше ребенок, тем крупнее детали, и наоборот.
  • Собрание головоломок — размер пазлов и деталей мозаики подчиняется той же закономерности.
  • Различные виды плетения — из резинок, ниток, проволоки — подойдут детям от 5-6 лет, в этом возрасте они способны подолгу увлекаться подобной кропотливой работой, что очень полезно для будущего развития навыков чтения и письма.

Видов творчества и спортивной активности очень много, и, практикуясь в любом из них, малыш получает в свою копилку ценный опыт, который обязательно пригодится ему в будущем.

Если на занятиях по рисованию он красиво выводит мелкие цветочки — это не значит, что из него непременно вырастет художник. Зато это совершенно точно поможет ему быстро и правильно освоить письмо в школе.

Так же, как и постройка башен из конструктора не говорит о том, что в семье растет строитель, зато, когда придет время, ребенок успешно научится строить слова из слогов, а из слов — предложения и тексты.

Текст

Источник: https://Razvivashka.online/chtenie/nauchit-bystro-chitat

Пошаговый план как научить ребёнка читать по слогам в домашних условиях

Как научить ребенка читать в 4 года в домашних условиях?

На сегодняшний день ребенка в первый класс нужно вести уже подготовленным. Он должен знать не только буквы, но и уметь читать. Далеко не все детки ходят в дошкольные детские учреждения, а в детских садах не везде учат грамоте и буквам. Поэтому очень часто перед родителями встаёт вопрос, как научить ребёнка читать по слогам в домашних условиях.

Сразу возникает множество вопросов: с чего начать, какую методику выбрать, чтобы было быстро и эффективно. Способы учебе чтения по слогам настолько разнообразны, что многие мамы и папы просто теряются. Попробуем по порядку разобраться в этих вопросах.

Готов ли ребенок к обучению

Прежде чем начинать сам процесс, необходимо учесть психологическую и физическую готовность малыша к обучению. Есть несколько основных критериев, по которым вы сможете определить, в каком ключе начинать, чтобы обучение не отвернуло впоследствии вашего дошкольника от чтения на всю жизнь.

  1. Если ваш ребенок говорит свободно предложениями и логически связывает фразы, значит уже пора. Проверьте, а понимает ли сын или дочь прочитанное вами.
  2. Важным критерием является умение различать звуки. Логопеды называют это фонематическим слухом. Например, гриб — грипп, суп — зуб, рот — род. Понимает ли ребенок, что эти слова имеют разное значение?
  3. Большой проблемой на пути к обучению может стать задержка речи или неправильное произношение некоторых звуков: если ребенок неправильно произносит звуки, то требуется помощь учителя- логопеда. Не ждите, что проблема решиться сама собой. Ведите чадо к специалисту на занятия и исправно их посещайте, а также обязательно выполняйте задания, которые педагог даёт вам для самостоятельного закрепления учебного материала. Задержка речи, заикание – необходимо показать ребёнка врачу неврологу и психиатру. В любом случае, есть причина, и ее необходимо узнать.

Возможно, вам будет интересно Как учить детей говорить – подробный план действий для родителей

  1. Следует обязательно научить малыша, где лево и право, верх и низ. Это поможет ему ориентироваться в тексте: с какой стороны начинать читать слово, где верхняя строчка, а где нижняя.

Когда начинать учить читать

Многие родители настолько обеспокоены, что их ребенок не успеет научиться читать до школы, что начинают в буквальном смысле приставать к малышу чуть ли не в 2 года.

  • В 3 — 4 годика крохе совсем может быть неинтересно сидеть над книжкой. И это нормально. Для каждого возраста существуют свои задачи.
  • Если у знакомых ребенок чуть ли не с 2 — х лет читает и знает наизусть Фета и Тютчева, то это не значит, что и вашему пора. Все дети настолько индивидуальны, что общие рекомендации остаются в любом случае всего лишь общими. Научитесь чувствовать своего ребенка.
  • В 5 или 6 лет — уже другое дело. Но если малыш не ходит в детский сад или на какие — то занятия по определенной причине, то начните сами его учить. В ненавязчивой форме научите писать заглавными буквами основные слова «МАМА», «ПАПА», «ДОМ», «КОТ», свое имя. При минимальной подготовке ребенок намного легче перенесет адаптацию в первом классе.

8 основных правил, как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях

Они помогут правильно сориентироваться и понять, что основное, а что второстепенное. Теперь подробней.

  1. Начинайте с малого: постепенно учите буквы и звуки в процессе прогулки. Нарисуйте палочкой на песке букву, потом слог. То же самое можно сделать из веточек или камушек. Интересно будет учиться читать крохе, угадывая знакомые буквы, а потом и слоги на вывесках. Покажите, что буквы и слова окружают нас везде.
  2. Чуть позже учебный процесс можно перенести в дом. Обустройте стул и стол для письма и чтения. Проследите, чтобы было правильное освещение. Приучайте постепенно ребенка убирать тетрадь, ручку или карандаш на место. Для книг нужна небольшая полка. Учите малыша убирать за собой и быть организованным. Все это необходимо делать в непринужденной форме. Сначала крохе хватит и 10 минут в день.
  3. Читайте с удовольствием сами. Развивайте в семье культуру чтения. Обсуждайте прочитанное с ребенком. Более маленькому задавайте вопросы: кто нарисован на картинке? О ком идет речь в сказке? Когда малыш подрастет, то можно задавать более сложные вопросы: почему поступил именно так герой сказки? А как бы ты сделал на его месте?
  4. Правильней будет начинать от простых слов к более сложным. Начните со слов, где слоги повторяются: ма — ма, па — па, ба -ба, дя — дя. Потом переходите к сложным: кош — ка, де — ре — во, де — ти, ве — тер.
  5. Приобретите несколько толковых учебников: букварь (автор Н. С. Жукова), Любимая азбука (Ирина Солнышко), буквари, авторами которых являются Н. Бетенькова, В. Горецкий, д. Фонин, Н. Павлова, магнитная азбука, кубики с буквами. Нарисуйте гласные буквы на карточках и разместите их по всей квартире. Постепенно ребенок запомнит их все. Затем меняйте их местами. То же самое сделайте потом с согласными.
  6. Азбуки и буквари требуют большей усидчивости, но и постепенно обучают ребенка не только буквам, но и слогам. Ассоциативное мышление поможет быстрее освоить алфавит: буква «А» — альбом, «Б» — белочка, «В» — велосипед, а яркие картинки помогут более быстрому запоминанию.
  7. Повторяйте уже изученное. Уж если начали учиться, то делайте это систематически. Иначе никакого результата не будет. Находясь в очереди или в дороге, прочитайте вместе с ребенком небольшую книжку. Время быстрее пройдет, да еще и с пользой.
  8. Самое главное — не заставляйте, не нервничайте и не применяйте насилие. Детство — пора золотая, не забывайте об этом. Совсем необязательно: если нужно и хочется вам, значит, то же хочется и вашему ребенку.

Игровое видео Лунтик учит буквы и помогает подготовиться к школе. Вместе с ним, выполнив несколько интересных и разнообразных уроков, ребенок выучит буквы и алфавитный порядок.

Основные популярные методики

Есть множество различных школ, индивидуальных и авторских методик. Давайте остановимся на некоторых, которые действительно способны дать результат.

Кубики Зайцева

  • В отличие от традиционных букварей, этот способ позволяет осваивать не только отдельные буквы, но и сочетания согласных и гласных, отдельных букв, а также, употребление мягкого и твердого знака. Всего кубиков 52.
  • В процессе игры малыш может не только составлять различные слова, но и понять, что такое глухие и звонкие согласные. Кубики с изображениями согласных звуков наполнены деревяшками, а с изображениями звонких — металлическими деталями.
  • В качестве приложения есть таблицы, на которых также есть слоги. Главное правило — нужно не читать, а пропевать.
  • Кубики различаются по размеру: большие с изображением твердых сочетаний и согласных, а меньшие по размеру кубики — с мягкими согласными.
  • Минус такой методики, судя по отзывам, в том, что уже в школе у ребенка могут возникнуть трудности с разбором слова по составу, а также, некоторые дети впоследствии просто «глотают» окончания. Ну а плюс: детки довольно быстро и в игровой форме осваивают алфавит и чтение по слогам.

Обучение чтению по Монтессори

Весь процесс не совсем традиционен: сначала пишем, а потом учим букву, а затем и слог. Преимущество метода в том, что представлено все в виде игры.

Сначала буквы заштриховываются и обводятся, а потом учится их произношение. Буквы вырезаются из шероховатой бумаги. Такую же букву можно начертить, например, на манке.

Минус данной методики в том, что придется очень много приготавливать материала для обучения.

Возможно, вам будет интересно Как легко ребенку выучить таблицу умножения — Супер способы

Динамические кубики Чаплыгина

В набор входят 10 кубиков и 10 блоков, которые двигаются. Задача ребенка составить пару из гласной и согласной. Они изображены на каждой стороне кубика. Каждый динамический блок включает в себя согласную и гласную буквы.

Сначала рекомендуется составлять простые слова, а потом переходить к более сложным. Детям очень нравится одновременно и играть, и учиться. К тому же задействована моторика. К набору прилагается подробная инструкция.

Еще популярны «Складушки » и «Теремки» В. Воскобовича, а также Карточки Домана.

Ваш ребёнок не хочет учиться читать, а ему скоро в школу. Как научить ребёнка читать, при этом не отбив охоту учиться. Смотрите видео

Заключение

Надеюсь, что, после прочтения статьи, вопрос, как научить ребёнка читать по слогам в домашних условиях, не будет вызывать у вас растерянности. И вы точно определите для себя, как организовать процесс обучения для вашего сына или дочки. Для того, чтобы вам был легче составить план действий, вот еще несколько рекомендаций:

  • Прежде чем начать обучение, убедитесь, что ребенок действительно готов к нему. Не заставляйте, старайтесь проводить обучение, особенно на начальном этапе, в игровой форме.
  • Несмотря на множество методик, прежде всего ребенку нужны счастливые и любящие родители. Если у вас налажен контакт с малышом, то любой способ обучения принесет результат.
  • Начинайте с малого, постепенно переходите к более трудному. Если начали обучение, то не ленитесь и не останавливайтесь, только тогда можно выучиться читать. Даже если все идет хорошо, не забывайте, что ваш любимый ученик всего лишь ребенок и иногда просто хочет поиграть или побегать.

Удачи и терпения!

Ваша Татьяна Кемишис

Источник: https://algebrazhizni.ru/kak-nauchit-rebyonka-chitat-po-slogam-v-domashnix-usloviyax/

Как научить детей 4 лет читать

Как научить ребенка читать в 4 года в домашних условиях?

Многие мамы хотят научить детей читать в 4 года, а то и раньше. Информации на эту тему и всевозможных чудо-методик масса: как выбрать, как не навредить? Можно ли научить детей 4 лет читать самостоятельно и с чего начинать?

i.u-mama.ru

Мы уже рассматривали различные методики раннего обучения чтению, говорили и о готовности ребенка к обучению, подробно останавливаясь на физиологических и психологических особенностях того или иного возраста. Если вы приняли решение учить ребенка читать в 4 года и видите, что он к этому готов, проявляет интерес к буквам и хочет научиться читать, наши подсказки вам в помощь. 

Обучение ребенка 4 лет чтению: распространенные ошибки

Если вы решили самостоятельно научить ребенка читать, следует знать, какие подводные камни ждут вас на этом пути.

  • Называйте не буквы, а звуки!

Пожалуй, это самая распространенная ошибка. Грубейшая!
Да, буквы русского алфавита нужно называть правильно: «эль», «эм», «пэ», «эр» и т.п. НО! Оставьте эти знания школьникам.

При обучении чтению они могут сыграть с вашим ребенком злую шутку. Абстрактное мышление дошкольника развито плохо, ему трудно запомнить, что буква «эм» читается и произносится как «м» или «мь».

а «эм-а-эм-а» — это «мама».

knigi.tomsk.ru

Будьте бдительны при выборе детских «говорящих» пособий и книг, часто это важное правило не соблюдается!

Совсем не обязательно учить сразу весь алфавит. Учиться читать можно, и не зная всех 32 букв. Для начала выучите несколько гласных (А, У, О). Объясните ребенку, что гласные можно петь, произносятся они протяжно.

Сделайте на каждую букву карточку в виде капельки. Каждая капелька поет свою песенку. Вот вам и веселая игра! Можно даже петь гласные звуки под музыку. Ребенку 4 лет такой подход наверняка понравится, он с легкостью запомнит гласные и захочет учиться читать дальше.

Хорошие результаты дает и такой способ запоминания букв. Развесьте в разных местах карточки с буквами. Хорошо, чтобы они все время попадались на глаза. В течение дня просите ребенка напомнить вам, какую песенку поет каждая капелька, просите придумать слово, которое начинается с этой буквы или произнести слово, где эта буква в конце.

лучики-томск.рф

Не учите с ребенком буквы ради букв. Показали новую букву, подобрали слова на эту букву, нашли ее в книжке (пусть другие буквы еще неизвестны ребенку, цель — найти именно ЭТУ.

  • Повторение — мать ученья.

Не торопитесь «грузить» ребенка большим количеством информации. Переходить к изучению новой буквы можно лишь тогда, когда освоена предыдущая. Обязательно повторять те буквы, с которыми вы уже познакомились и придумывать все новые и новые задания, чтобы ребенок учился их узнавать, слышать в словах.

Согласные нельзя пропеть, они могут звучать глухо или звонко. Ребенку, который только учится читать, можно не сообщать «лишнюю» информацию. Достаточно просто сказать, что «согласный звук нельзя пропеть». Учить ребенка определять на слух гласные и согласные звуки, просить из названых вами 2-х звуков выбрать гласный/согласный вы можете чуть позже, когда весь алфавит останется позади.

marypop.ru

Когда ребенок уже хорошо запомнил несколько гласных, добавьте 2-3 согласных звука, чтобы можно было уже составлять короткие слова. Начните с чтения слогов с уже известными ребенку буквами и самых простых коротких слов: мама, папа, дед, да, нет, кот и т.п.

  • Используйте разные шрифты (размер, начертание, цвет).

Ребенок очень быстро привыкает к одному шрифту, он может «не узнать» букву в другом начертании.

  • Используйте картинки с умом.

Если вы покажете ребенку карточку со словом «кот» и соответствующей картинкой, как вы думаете, он прочитает слово или угадает его по изображению? Правильно! Легче — угадать, и это совсем не значит, что встретив это же слово в книге ребенок его «узнает». На картинке же может быть изображен вовсе и не кот, а кошка… Поэтому, если хотите научить ребенка 4 лет читать, используйте картинки лишь на начальном этапе, затем обязательно подключайте карточки без изображений.

  • Следите за собственной речью!

Родителям следует следить за тем, что и как они говорят ребенку. Правильно ставить ударение в словах, не «сюсюкать», четко произносить все звуки, объяснять непонятные слова. Важно! Если ребенок говорит предложениями из 2-3 слов, родители должны использовать в разговоре с ним короткие предложения, состоящие из 4-5 слов, т.е. чуть на опережение.

  • Учите ребенка рассказывать.

На самом деле, чтобы научить ребенка читать, недостаточно выучить буквы. Важно пополнить и обогатить словарный запас, уделить внимание произношению (в случае необходимости обратиться к логопеду), научить ребенка строить предложения, отвечать на вопросы и пересказывать короткие тексты. Ребенок, который хорошо и правильно говорит, будет иметь преимущества и освоит чтение гораздо быстрее.

Психологи заметили, что умение рассказывать — это мостик, который помогает перейти от устной речи к чтению.

Учимся читать в 4 года: важные моменты

detki.guru

  • Не настаивайте на занятиях, если ребенок плохо себя чувствует, устал, болеет.
  • Занятие=игра.
  • Основной вид деятельности в дошкольном возрасте — игра. Без игры вы не сможете научить ребенка читать в 4 года.  Учиться читать можно лежа, бегая по квартире, играя в мяч, стоя в очереди и даже купаясь в ванной. Совсем не обязательно смирно сидеть за партой отведенные 20 минут.

  • Занятия должны быть регулярными.

Минимум 3-4 раза в неделю по 10-20 минут. Лучше заниматься 2 раза в день: утром и вечером. Одно занятие — наработка, изучение нового, второе — закрепление.

Ребенок должен читать столько, сколько ему позволяет усидчивость: лучше каждый день по 10 минут, чем 1 раз в неделю 40.

  • Не нужно заставлять через силу и против воли!

Некоторые родители думают, что нужно заставлять ребенка читать «от сих до сих», определенное количество страниц и т.п. Нет и еще раз нет! Нельзя допустить, чтобы обучение чтению ассоциировалось у ребенка с какими-то неприятными моментами, это вызовет отторжение и нежелание читать в будущем.

Учиться читать — это тяжело, ребенку нужно проявить колоссальные интеллектуальные усилия. Хвалите почаще, не бойтесь разбаловать. Пусть малыш чувствует, что он все делает правильно, мама рада его успехам. 

«Магический квадрат»

Начертите квадрат любого размера, например, 6 на 6 клеток. В клеточки впишите буквы или слоги, которые ребенок уже знает.

mac-urban.ru

Задания:

  • прочитать слоги в строчке или в столбике;
  • назвать и показать букву (слог), которая стоит справа/слева от заданной буквы, сверху/снизу;
  • назвать и показать только гласные буквы;
  • прочитать все слоги на букву Ш и т.п.
  • прочитать на одном дыхании пол столбика. В будущем это поможет отрабатывать интонацию и плавность чтения.

Эти и другие аналогичные задания с таблицами помогают запомнить буквы, расширяют угол зрения. Такие таблицы помогают ребенку 4-5 лет научиться читать слоги разной степени сложности. Ребенок учиться видеть фрагмент текста, он читает и параллельно распознает то, что еще не прочитано. Именно этот навык помогает увеличить скорость чтения.

Таблицы можно придумывать самим или найти в книге С. Г. Зотова «Повышение скорости чтения».

 «Жук»

Как разговаривал бы Жук, понимай он наш язык. Пусть ребенок прожжжжжужжит что-то вроде: «Жжжжжжизнь прекрасна! Жжжжжесть, как круто!».

Придумайте других животных и их звуки.

«Кто больше»

Можно играть в парах или в группе. Цель: придумать как можно больше слов, которые начинаются с заданной буквы. 

«Цепочка»

Играть как в «Города», но слова называть любые. Главное, чтобы первая буква следующего слова соответствовала последней букве предыдущего: папА – АпельсиН — Норка…)

Чтение коротких слов

Читать слова, когда рядом соответствующая картинка, несомненно, легче, чем просто слова в таблице. Но картинки отвлекают, ребенок не читает, а догадывается. Поэтому полезно пользоваться заранее приготовленными карточками, где напечатаны короткие слова из 3-х букв.

ot2do6.ru

Придумай слово

Напишите на доске мелом или на листочке слова из 2-3 букв, вместо последней поставьте многоточие. Предложите ребенку домыслить, какие буквы потерялись. Например: ко… (кот, кол); ра… (рак, раб) и т.п.

Уважаемые читатели! Расскажите, как вы учили своего ребенка читать? В 4 года он уже умел это делать?

Источник: http://rastishka.by/articles/kak-nauchit-detej-4-let-chitat/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.